Софья Троценко: «Коллекционирование привело к тому, что появился “Винзавод”» • ARTANDHOUSES

Тeрритoрия Цeнтрa сoврeмeннoгo искусствa   «Винзaвoд», пусть и oпoсрeдoвaннo, нo связaнa с искусствoм с XIX вeкa. Тoгдa усaдьбoй и фaбрикoй, кoтoрыe были расположены на этом месте, владел Василий Кокорев — коллекционер и основатель первой Московской публичной картинной галереи. Десять лет назад с выставки Олега Кулика «Верю» начался отсчет истории не просто Центра, но и появления в России частных арт-институций. Основательница «Винзавода» Софья Троценко рассказала ARTANDHOUSES о том, как удалось собрать в одном месте конкурентов, о реакции на нападки консервативной общественности на современное искусство и почему пригласить на «Винзавод» президента проще, чем освободить территорию вокруг от маргиналов.

Что вы почувствовали, когда впервые вошли на территорию будущего «Винзавода»?

Сейчас многие люди уже не помнят не только, как выглядело тогда пространство «Винзавода», но и вообще какой была арт-среда. Первое ощущение было такое: неужели мы всё освоим искусством? При этом мы с самого начала ориентировались на русское искусство и его поддержку. Поэтому задачей этого центра было понять, что собой представляет современное русское искусство и есть ли оно вообще. Образно, конечно, хотелось сделать всё по лучшим примерам, которые уже были на Западе.

Первый выставочный проект на «Винзаводе» — «Верю», куратор Олег Кулик
2007

Это было единственное место для центра современного искусства или вы выбирали из нескольких площадок?

Мы тогда выбирали из нескольких. Если есть площадка, то она должна соответствовать ряду характеристик. В том числе по месту — это должно быть в центре. Но не в том центре, где ты не можешь планировать деятельность из-за финансово-экономических показателей, потому что там через три-четыре года захотят что-то построить. Мы, осознанно выбрав эту территорию, планировали, что ничего не будем делать с ней другого минимум пятнадцать лет.

Сколько пришлось вложить в проект на первоначальном этапе?

Сначала нам пришлось поменять все коммуникации, отремонтировать кровли. Весь первичный ремонт был в районе $10–12 млн. Но мы на протяжении всех лет продолжаем что-то делать. В этом году обновляем навигацию, разрабатываем сайт, будем вновь благоустраивать территории. Нам хотелось бы, чтобы «Винзавод» и внешне выглядел всегда актуальным.

Проект в рамках 1-й Молодежной биеннале современного искусства
«Яблоки падают одновременно в разных садах»
2008

Привести галеристов и вообще объединить их в одном месте было сложно?

Непросто. Это был вызов для них, но при этом и минимальные риски. Этим процессом во многом занимался Николай Палажченко, который был первым арт-директором проекта. Мы с мужем были знакомы с галеристами, но в большей степени как коллекционеры и покупатели искусства.

Первые галереи, которые «Винзавод» пригласил, — это «Айдан», «Риджина», «Галерея Марата Гельмана» и XL Елены Селиной. Потом пришли разные галереи, сейчас их двенадцать. С Александром Бродским мы запланировали определенное соотношение площадей и функций, так и стараемся его держать. Почти все первые этажи у нас — открытые торговые или выставочные помещения. А там, где есть вторые и третьи, — это организации, которые так или иначе связаны с культурой и творчеством. Для нас с самого начала было важным выбрать правильное соотношение резидентов на «Винзаводе», потому что хотелось сделать центр, который даст возможность комфортно приобщаться к современному искусству.

Выставка-инсталляция архитектора Александра Бродского
«Ночь перед наступлением»
2009

Вы начали коллекционировать до открытия «Винзавода». Не могли бы вы со своей точки зрения рассказать, как тогда всё было?

Если ты лично не был знаком с галеристом, то никакого другого способа у тебя купить произведение современного искусства не было. То есть это была закрытая абсолютно тусовка. Ну да, раз в год была «Арт Москва», благодаря чему мы познакомились с российским современным искусством, а больше ничего и не было. Закрытые, разбросанные по всему городу помещения и квартиры не давали возможности присмотреться, сделать свои выводы и выбор. В конечном итоге коллекционирование привело к тому, что появился «Винзавод».

В какой плоскости лежит ваш собирательский интерес?

Наверное, для меня сфера моих интересов — это изобразительное искусство и фотография. И то, что мы представляем на «Винзаводе», — это то, что мне в целом   лично симпатично. Как началась коллекция, я, наверное, и не вспомню, так как это было приобретение моего мужа. А из последнего — я стараюсь следить за тем, что делают наши галеристы, и поддерживать их, кроме всего прочего, и в таком формате. Последнюю работу я купила в галерее 11.12 на выставке Славы Птрк.

За время, что прошло с открытия «Винзавода», у нас открылось много частных музеев, появились новые галереи — то есть движение есть. Чего, на ваш взгляд, по-прежнему не хватает?

Не хватает инфраструктуры для развития рынка. Одного «Винзавода» недостаточно для того, чтобы формировался арт-рынок в России в целом, для этого нужны и критические статьи, и профессиональные издания, а также открытая система аналитики и сбора данных по продажам, по формированию цены.

Нужны аукционы — одного «VLADEY» мало. Нужна система господдержки, в первую очередь для возможности представления русского искусства за рубежом. Я считаю, что сколько бы ни было дискуссий вокруг дара коллекции русских художников Центру Помпиду, организованного Ольгой Свибловой, это важнейшее событие для русского искусства.

И второе: желание и умение галеристов, — а они, в отсутствие инфраструктуры, являются ключевым звеном — работать с разной ценовой политикой. Здорово, если у тебя есть пять коллекционеров, которые несколько раз в год за большие деньги покупают пару произведений искусства, но это не решает задачи развития арт-рынка. Если ты говоришь о том, что хочешь влиять на его формирование, то надо работать над привлечением новых коллекционеров.

Проект «Старт»
Аслан Гайсумов. Без названия («Война»)
2011

Какими проектами «Винзавода» вы особенно гордитесь?

Проектов у нас не так много, мы стараемся каждый развивать и диверсифицировать в процессе работы. Важнейшее наше начинание — «Старт». Мы следим за нашими художниками и занимаемся их профессиональным продвижением. В частности, стараемся направлять в западные резиденции, показываем иностранным кураторам.

Практически все участники «Старта» получают потом контракты с нашими галереями или другими. Например, Евгений Антуфьев сейчас в Pechersky Gallery, а Таня Ахметгалиева в   «Риджине». Можно также вспомнить наши лекции, которые мы стали проводить первыми,   — например, на Нормана Фостера собрали две с половиной тысячи человек. И проект «Платформа» с Кириллом Серебренниковым. Проходят «Вечера вернисажей», развивается фотоконкурс Best of Russia — выставка у нас проходит сейчас. Надо сказать, что эту выставку посещали важные гости. Для нас все гости важные, но, действительно, к нам дважды приезжал Дмитрий Анатольевич Медведев — первый раз, будучи президентом, а потом уже в статусе премьер-министра.

Сложно ли было организовать его приезд?

Относительно. Гораздо сложнее сделать нормальную систему навигации к нам и договорится на эту тему с правительством Москвы. Сложно убрать бомжей из сквера, через который все к нам ходят.

Выставка «Рай» Ирины Наховой
2014

Иногда к вам и казаки заглядывали, недовольные экспонатами на выставках. Вы после этого добавляли какие-то пункты в договоры в духе «это можно показывать, а от этого лучше воздержаться»?

Все мы делаем огромную работу, чтобы показать, что область современного искусства — это не только маргинальные вещи, как это может представиться из сюжетов по телевидению. И все галеристы считают эту функцию важной, и в общем и целом у нас есть договоренность, что искусство на нашей площадке — это не политика и религия. Я не могу назвать это условием, но все стараются это соблюдать. Кроме Марата Гельмана, который действовал в последнее время провокационными методами и в итоге покинул центр.

А что вы в целом скажете о выступлениях общественности и нападках на выставки?

Я считаю, что всё хорошо в меру. Здоровая критика тоже полезна. Но если что-то висит в крупнейших музеях мира, говорить о том, что это почему-то неправильно в России, как минимум странно. Поэтому, когда начинают привязываться к каждой картинке и запятой, это ни к чему хорошему не приводит и развитием это называться не может.

Выставка «Ура! Скульптура!»
2015

Что нас всех ждет в юбилейный год на «Винзаводе»?

Празднование юбилея состоит из двух частей: подведение итогов и попытка осмыслить, как мы должны работать в будущем. За первое ответит инсталляция «Передаем сигналы точного времени». Это такой таймлайн не только наших событий, но и ключевых вещей вокруг. За второе — цикл выставок «Прощание с вечной молодостью»: нам уже давно надо забыть про вторичность русского искусства. В рамках цикла мы покажем, например, выставки Арсения Жиляева, группировки ZIP, Таус Махачевой, Ирины Кориной.

С какими мыслями вы завершаете первое десятилетие центра?

Во всем мире стабильность — это показатель успеха, у нас — показатель застоя. Это сложные моменты, потому что хотелось бы и стабильности, и развития. Сейчас, подводя итоги первого десятилетия, мне, как человеку, который этим процессом занимался, важно понимать, что «Винзавод» будет делать как институция в следующие пять лет. Сейчас я уже не возьмусь планировать на более долгосрочный период.