Двaдцaть чeтвeртoгo сeнтября в Teatro Piccolo Arsenale в Вeнeции прoшeл симпoзиум «Музeи и oбщeствeнныe прoстрaнствa кaк дрaйвeры развития городов и социального прогресса». Организатором мероприятия выступил павильон России, представляющий на XV Архитектурной биеннале проект V.D.N.H. Urban Phenomenon. По завершении симпозиума ARTANDHOUSES встретился с куратором павильона, главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. От темы симпозиума разговор перешел к обсуждению ситуации на ВДНХ.
Как тема проходившего в Венеции симпозиума была связана с экспозицией павильона России?
Дискуссия немного ушла в музейную тему в силу того, что были приглашены Зельфира Трегулова, директор Третьяковки, Мартин Рот, экс-директор лондонского Музея Виктории и Альберта, Антон Белов, директор музея современного искусства «Гараж», Кейт Гудвин, куратор лондонской Королевской академии художеств, руководитель отдела современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков и другие серьезные люди из музейного мира, директора музеев, высокие кураторы.
Тема одной из сессий звучала так: «Музеи и общественные пространства как городской драйвер». Как сторонник распространения информации через опинион-мейкеров, считаю этот способ надежным и правильным. Дискуссия международных экспертов вокруг объектов культуры как инструментов развития территории для меня была, пожалуй, главной целью симпозиума. Мне были любопытны взгляды на предмет, напрямую связанный с развитием ансамбля ВДНХ: что есть культура в современном городском ландшафте и каково ее будущее.
Что говорили опинион-мейкеры о нашем павильоне?
Отмечали, что тема показалась им интересной. Ко мне подошла дама, авторитетный куратор, и сказала, что была в России пятнадцать лет назад и думала, что никогда туда не вернется, ибо слышит мнения об этой стране как о недружественной. Однако, побывав на нашем симпозиуме, поняла, что заблуждалась и захотела приехать вновь. Для меня это был очень важный комментарий, так как цель нашего присутствия на международной площадке — показать, что помимо информационных войн и дебатов есть факты развития общемировых ценностей, работа с историческим наследием.
Состоялась ли дискуссия членов международного профессионального сообщества о развитии такой уникальной площадки, какой является ВДНХ? Как в современных условиях может жить формат ЭКСПО — вопрос глобальный.
К сожалению, говорить о развитии комплекса ВДНХ с международными экспертами рано, они пока не погружены в тему. Мартин Рот, который, кстати, часто бывает в России, с трибуны призвал участников симпозиума поехать, посмотреть ВДНХ, отметив, что ее история сама по себе феноменальна, и интересно, как Москва сегодня работает с этой территорией.
Как на тему «Вести с фронта», заданную куратором XV Архитектурной биеннале в Венеции Алехандро Аравеной, ответил проект V.D.N.H. Urban Phenomenon?
Один из частых вопросов, задаваемых гостями симпозиума, видевшими наш павильон: «Как это сделано?» Их удивляло, что ВДНХ не фейк, не какой-нибудь Диснейленд, театральная декорация или развлекательный парк, каким некогда был полуостров Кони-Айленд. Люди привыкли, что от такого масштаба трудно ожидать чего-то большего, чем просто макет, а не мощный слой культуры, созданный серьезными людьми. Конечно, ВДНХ была витриной страны, но качественно сделанной. Чем, скажите, готический собор не такая же витрина? В ВДНХ нужно видеть прежде всего элемент наследия, достойный развития, а не пропаганду тоталитарных ценностей, которые мы сейчас не хотим пропагандировать. Именно в этой точке, как мне представляется, и возникает вопрос о линии фронта.
Кажется, что нет среднего отношения как к самой ВДНХ, так и к тому периоду истории, когда выставка строилась.
Я окунулся в эту тему и почти год с ней прожил. Мнения и взгляды абсолютно полярны. Люди делятся в отношении к советской/сталинской идеологии на почитателей и противников, и к сожалению, и те, и другие видят в ВДНХ инструмент идеологической пропаганды даже сейчас. А есть иной взгляд: всё это так круто и величественно, что надо развивать и расширять. Линия фронта проходит там, причем она представляется мне не конфронтационной, скорее примирительной. Кстати, иностранцы, немцы особенно, это почувствовали острее. У них та же проблема отношения к архитектуре гитлеровского периода. Они хорошо понимают, что такое смысловая зарядка определенного стиля. Самые восторженные монологи по поводу нашего павильона мне довелось слышать от немецкоязычных посетителей, которым проект особенно пришелся по душе.
Я считаю, цель биеннале достигнута. Мы получили много прессы, интереса к самому явлению ВДНХ и к тому, что Россия вообще не замалчивает свою историю.
А каково, на ваш взгляд, отношение москвичей к ВДНХ?
ВДНХ, между прочим, самая посещаемая площадка на сегодняшний день — сюда приходят 24 млн человек в год. ВДНХ — это просто классная архитектура, сделанная талантливо, качественно, образец синтеза искусств. И площадка, достойная развития, соответствующего нашим интересам. Вот интересны нам сегодня каток или ферма? И в этом нет неуважения к былому величию, просто очевидное продолжение истории. Огромная масса посетителей уже ногами проголосовала за это решение. Надо просто немного отойти от разговоров об идеологической составляющей.
Было объявлено, что по окончании биеннале проект V.D.N.H. Urban Phenomenon приедет из Венеции в Москву и будет показан в павильоне N1.
Есть такое решение, но надо понимать, что один в один проект мы не воспроизведем. Двухэтажный план, разумеется, сохранить не удастся. Но, возможно, это будет пять залов. На базе экспозиции нашего павильона хотим сделать музей ВДНХ. За год работы для старта такого музея материала собралось более чем достаточно. Есть вещи, которые добавят яркости будущей экспозиции: открытки, почтовые марки, выставка в полиграфии и издательском деле. Но главное на ВДНХ — это, конечно, люди, целая когорта великих деятелей искусства. Мы плохо знаем своих героев. Пора открыть имена выдающихся людей, архитекторов, художников, музыкантов, создателей ВДНХ.
ВДНХ, безусловно, уникальный образец архитектурных стилей, но будут ли помимо фасадов в будущем восстанавливаться и интерьеры павильонов?
Да, я считаю, что это важная история и уникальные интерьеры достойны восстановления.
Хорошо известно ваше пристрастие к архитектурному рисованию. Тянется ли рука запечатлевать ВДНХ, архитектуру его павильонов?
Конечно, я много рисую ВДНХ. Считаю, что это абсолютно рисовальное место.
Музейная функция на ВДНХ набирает силу. Каково ваше отношение к музеестроительному буму в мире, который мы наблюдаем последние годы?
Нет сомнений: образование, культура, я добавил бы сюда и медицину, — это индустрии будущего. Человек постепенно, может быть, не завтра, но послезавтра будет вытеснен из всего рутинного производства. С сожалением констатирую, что ручная работа, как ни крути, уходит и из архитектуры. Можно восхищаться барокко и ренессансом, но архитектура сегодня уже другая. Промышленность другая, мощности другие, потребности другие. Всё становится более индустриальным, и теперь архитектура — это, скорее, промышленный дизайн. И это нормально, это жизнь, она меняется, и не надо делать из этого трагедию. Меняется способ производства, области занятости людей другие. Считаю, что индустрии будущего — это культура, образование, развитие кругозора, сферы, связанные с программированием разных смыслов, которые надо развивать, потому что за ними будущее. Музей здесь занимает центральное место. Люди будут заниматься лишь тем, что им максимально интересно. Образование придется получать несколько раз за жизнь. Уже сейчас видно, как эти процессы набирают обороты, и мы участвуем в этой гонке, и не надо сбавлять темп.