Декоратор Таня Манн: «Пустая стена — это трагедия» • ARTANDHOUSES

Тaня Мaнн — бeрлинский дeкoрaтoр. Мы знaкoмы дaвнo, eщe с тex пoр, кoгдa oнa увлeкaлaсь фoтoгрaфиeй, и, oткрывaя фoтoшкoлу и фотостудию в Петербурге, придумала, что неплохо было бы, чтобы там была и галерея. В эту галерею я пришла куратором, и несколько лет мы продвигали художественную фотографию. Будучи «на короткой ноге» с конкретными предметами, трудно удержаться от коллекционирования. Таким образом, искусство, дизайн и любовь к комфорту задали парадигму ее профессиональной деятельности после переезда в Берлин.

Побывав в нескольких офисах и паре домов, оформленных ею, мне захотелось поделиться этим совершенно новым опытом в организации жилых и особенно рабочих пространств, к сожалению, пока совершенно не характерных для России. С одной стороны, здесь нет «креатива» как в IT-корпорациях и рекламных агентствах, но с другой — есть настроение и почти домашний уют, из которого не хочется уходить. А не этого ли всегда на самом деле жаждет заказчик?

Во время недавней поездки в Берлин я встретилась с Таней и расспросила для ARTANDHOUSES об интерьерных трендах, искусстве в доме и его роли в жизни каждого.

Таня, ты называешь себя декоратором. В России это слово почти ругательное. Почему?

Потому что в России как-то совестно расписаться в собственном бессилии — ну что я в самом деле не смогу оформить собственный дом в соответствии со своими представлениями о прекрасном? Людям еще можно объяснить, почему пришел архитектор или дизайнер, построил рабочее или домашнее гнездышко, а вот жизнь ты как бы должен вдохнуть в него сам. У нас до недавнего времени вообще было не комильфо консультироваться. Поэтому приходишь иногда в дом и понимаешь: человек из Херсона выйти может, а Херсон из человека никогда. В этом смысле в Берлине совсем другая ситуация. Здесь куча специальностей — есть архитекторы, дизайнеры, декораторы, арт-консультанты. Я тут недавно узнала, что есть даже такая специальность konzeptberatung! Это когда ходишь и генерируешь идеи по каким-то конкретным поводам. Роскошь, я считаю.

Мне, как человеку из мира грёз, очень нравится в твоих интерьерах то, что вся конструкция закручена вокруг какого-то произведения искусства.

Ну давай сыграем в игру. Представим себе пару заказчиков как два равноудаленных от мечты полюса. Один, например, румяный, толстогубый гедонист в пышных барочных покоях, из серии «тут мне, милая, атласный диван в стразах поставь. И штор, штор попышнее. На потолок золота насусли — пуд, не больше».

Я это называю чеченским барокко — когда золото позолотить…

Да-да, в Европе такое тоже есть, но с уклоном в рокайль. А с другой стороны у нас застегнутый на все пуговицы постный мужчина в унылых бежевых апартаментах без капли жизни, который изумленно спрашивает: «Голубой? С бежевым? А разве они сочетаются?»

Что может вытянуть оба интерьера в плоскость хорошего вкуса? На мой взгляд, только искусство, именно оно выступает здесь такой универсальной единицей.

У меня есть ощущение, что искусство наконец стало обязательным элементом. Конечно, всё еще не таким обязательным, как гардеробная, но уже не вызывающим возражений. Как, например, какой-то предмет, с одной стороны, свидетельствующий о социальном статусе, а с другой — о хорошем вкусе и образовании человека — вроде книжного шкафа.

Да. По большому счету, пустая стена — это трагедия. У дизайнера здесь два пути развития: можно уйти в бесконечно сложное сочетание окантовки штор с диванными подушками, а можно выстроить интерьер дома вокруг маленькой коллекции. Зависит от призвания, конечно, но я твердо убеждена, что воспитание хорошего вкуса начинается с дома. В дальнейшем из этой бытовой образованности произрастает социальная сегрегация, которая на самом деле, как это ни странно, совершенно не связана с уровнем дохода или финансовым состоянием.

Кажется, Марк Аврелий, идеолог стоицизма, сломавший жизнерадостную античную мораль в пользу вселенской меланхолии, скорбел, что в эпоху хаотического перераспределения денег есть только два способа отличить своего — по происхождению и по интеллекту.

О да, европейская культура свято блюдет эти снобистские принципы, поэтому организация дома, в особенности то, чем и как он наполнен, — это мощнейшие социальные маркеры, опознавательные знаки системы свой-чужой. Опытный заказчик и сам знает, а начинающему стоит подсказать: социальный статус оценивается не по марке дивана, а по уровню искусства на стенах.

Ну вот ты пришла в уже сделанный кем-то интерьер, и у тебя там, например, огромная пустая стена. Что ты будешь делать?

Самый простой путь — сформировать цветовое пятно. И здесь самый беспроигрышный и легкий вариант — абстракция. Можно поддержать цветом общее интерьерное решение или, наоборот, создать контраст. Можно добавить ритма, поддержать паттерн или, наоборот, визуально размыть часть стены. Если клиент продвинутый, то можно обратиться к эмоциональным каким-то переживаниям. Но это хорошо обычно в focal point, точке притяжения общественных зон — гостиной, столовой, библиотеке.

А вот, например, если у вас большая стена и узкий коридор? В таких местах большие вещи смотрятся довольно спорно. Отстрела для просмотра нет — идешь и идешь вдоль искусства, как вдоль ковра.

Тут опять же есть два варианта развития событий. Первый и самый очевидный — это усилить конкретные линии и декор. Тут в работу включаются цвет рам и размер паспарту, частота развески, контрастность багета, то есть можно использовать все работы как одну большую графическую структуру и располагать ее на стене так, чтобы дополнить интерьер.

Второй сложнее, но гораздо интереснее — это комбинирование разных видов графики. Это очень творческий процесс, ведь графика невероятно разнообразна, и комбинировать ее можно и по линии, и по пятну, и по нарративу.

А если, например, твой клиент коллекционер? Как разместить коллекцию в доме так, чтобы не получился музей?

Тут всё зависит от подхода клиента. Если он горд своей коллекцией — то почему бы и не музей? Нейтральные тона стен, профессиональные освещение — каждый счастлив в своем мире. Оставьте его с бокалом вина на самой уютной в мире скамье посреди гостиной и не забудьте про синий стульчик в углу — пусть думает, что строгая бабушка-смотрительница скоро вернется. А вот если разводит руками а-ля «у меня тут Пуссен, но я хочу камин и баньку», то зажмуриться, повесить Пуссена в столовой и сделать вид, будто он там с XVII века висит.

Пуссен над камином, за камином тайная дверь и вход в баньку?
  (смеются)

Вообще, я люблю историю с коллекциями. Если у заказчика есть готовая коллекция искусства, я считаю, что мне необычайно повезло. У меня сразу есть все отправные точки для создания концептуального интерьера. Хотя, в принципе, когда у заказчика ничего нет, но он открытый к предложениям человек, то я опять считаю, что мне необычайно повезло — мы можем собрать вместе с ним интереснейшую коллекцию, выбрав какую-то идею и обыгрывая ее во всех медиа. В одном из моих проектов это были рыбаки, которые остались в интерьере, такое монументальное соцреалистическое полотно 1960-х годов. К ним добавились очень разные вещи, создавшие определенный флер: керамическая китайская ваза, современный фотоколлаж, деревянная чайка авторства российского, кстати, художника Андрея Люблинского.

Знаю, что в Европе в моде эклектика — микс старины с современным искусством. В России я такое вижу нечасто, но, кстати, есть в моей практике арт-консультанта такой пример, когда дизайнер увлекся и превратил квартиру в блошиный рынок. Ну я понимаю, что парижские и берлинские блошки затягивают, но за полгода в доме не осталось живого места. Что бы ты не стала рекомендовать или запретила?

Понятно, что главное в нашем деле — насмотренность и хороший вкус. Они часто помогают сочетать, казалось бы, несочетаемые вещи. И нужно помнить, что в интерьере при известной смелости и вкусе хорошо висит всё. Лично я не очень люблю гиперсексуализированные работы и обнаженную натуру — для их правильного восприятия нужен подходящий контекст галереи или музея, а частная обстановка, на мой взгляд, их опошляет.

И еще хотелось бы высказаться по поводу парадных портретов и художественных фотографий хозяев дома. Одну! И то при условии, что это талантливый автор. Для самолюбования есть инстаграм и гардеробные.

Можешь дать пять советов по созданию модного интерьера?

Ок!

  • Для создания по-настоящему хорошего интерьера стоит задуматься о привлечении арт-консультанта. Это существенно сэкономит вам и время и деньги — правильный консультант обычно в курсе всех трендов, цен и предложений не только в России, но и в нескольких странах Европы или Азии. Найдите такого, которому вы доверяете.
  • Не расценивайте искусство исключительно как декоративный элемент, пусть процесс покупки будет происходить не быстро, но предоставьте людям право жить с близкими им энергетически и эмоционально работами.
  • Не подбирайте работы строго под размер свободного пространства — это ограничивает и вас, и вашего клиента.
  • Не делайте искусство на заказ. Во-первых, художник может не попасть в бриф, а во-вторых, искусство на заказ — это ремесло. И вот сейчас не надо вспоминать про Ренессанс.
  • Не решайте всё только большим форматом. Комбинации тоже хорошо выглядят.

Отличные советы! Вообще мне тренд завязки вокруг искусства очень симпатичен, потому что демократизация культуры всегда ведет к ее развитию — вспомним начало прошлого века, например.

Да, согласна. Более того, если принести культуру в виде ее артефактов в дом, то в целом это позитивно влияет на качество жизни. Я уж не говорю о том, что чувство гармонии — качество воспитуемое.