Мoскoвский музeй дизaйнa приглaсил в гoсти Сaру Кристoффeрссoн, кандидата наук, профессора истории и теории дизайна университета Konstfack (Стокгольм), старейшего в Швеции учебного заведения, где изучают искусства, ремесла и дизайн, автора книги «Design by IKEA. A Cultural History».
Накануне лекции, которую госпожа Кристофферссон читала в ГМИИ им. А. С. Пушкина, ARTANDHOUSES побеседовал с ней об особенностях развития шведского дизайна.
Шведский дизайн для многих — чистота и непритязательность. Обычно этот стиль называют минималистическим…
Да, устоявшийся набор ассоциаций: практичность, функциональность, чистота… светловолосые и голубоглазые шведы.
Как сложился стереотип?
За Швецией закрепился имидж благополучного, безопасного государства, за несколько десятилетий из бедной европейской страны превратившегося в одну из самых зажиточных. Мы предпочли срединный путь между капитализмом и социализмом и свой выбор обозначили термином «дом для людей». Но обеспеченным жильем гражданам надо было еще привить хороший вкус и научить их красиво обставлять дома.
И кто же взял на себя труд просветительства?
Шведская писательница и педагог Эллен Кей в 1908 году выпустила книгу «Личность и красота», где британский опыт Движения искусств и ремесел совместила с понятиями гармонии и простоты. Она считала, что социальные улучшения возможны лишь через создание красоты. Не ограничиваясь абстрактными понятиями, Кей дала соотечественникам ряд практических советов. К примеру, купить дешевые обои и перевернуть их, заменив таким образом неприглядные узоры белоснежным фоном.
Эстетической рамкой ее взглядов стали акварели художника Карла Ларссона. В «нарисованном счастье» он запечатлел собственный дом, и зритель вместо вычурной и тяжелой буржуазной обстановки видел уже светлые и легкие, пронизанные дружелюбием интерьеры. Рисунки Ларссона, ставшие воплощением того, что входит в понятие «шведскость», расходились большими тиражами.
И что, у шведов радикально изменился вкус?
Да. Эстетику Ларссона и Кей подхватили модернисты, находившие, что к выпуску привлекательных вещей недорогого дизайна обязана подключиться массовая индустрия. Стокгольмская выставка 1930 года дала старт компромиссу между традицией и модернизмом. Начиная с 1930-х годов государство взялось активно поддерживать деятельность модернистов. В Швеции термин «модернизм» принято заменять на «функционализм», который, собственно, и прославил национальную модель дизайна.
Многочисленные выставки и реклама, продвигающие на рынке рациональное использование светлой и легкой мебели, привели в конце 1950-х к появлению такого понятия, как «скандинавский дизайн».
Ваша книга посвящена бренду IKEA. Почему этот феномен возник именно в Швеции? Как вы считаете, с чем связан столь быстрый успех этой модели?
IKEA была основана в начале 1950-х, когда страна бурно развивалась, росли все показатели, покупательская активность была очень высока. Это одно из объяснений успешного развития компании.
Является ли IKEA послом Швеции и скандинавского дизайна в целом?
Можно и так сказать. Концепция марки основана на быстром потреблении. Но легко впасть в заблуждение, думая, что IKEA движет социальный пафос. Тиражируя так называемый дизайн для всех, компания зарабатывает неплохие деньги. Использует социальную идею «Прекрасное должно быть доступным», лежащую в самой основе шведского дизайна, придавая ей более коммерческий вид.
Имена дизайнеров, создающих вещи для IKEA, известны мало. А как же быть с модным нынче коллекционным дизайном?
Почему? IKEA, как другие сетевые марки, нередко привлекает к сотрудничеству известных дизайнеров. К примеру, Матали Крассе или Front. Эта популярная шведская группа создала настольную лампу и кресла, обитые тканями — репликами исторического шведского текстиля.
А кстати, что сегодня популярно у коллекционеров мебели в Швеции?
Думаю, предметы густавианского ампира, в свою очередь являвшиеся копиями образцов французского ампира. Да, напомню: в 1990-е годы даже IKEA выпускала лимитированную серию, посвященную именно той исторической эпохе, началу XIX века. Сегодня эти вещицы — их экземпляры хранятся в Национальном музее в Стокгольме — стали предметом коллекционерского вожделения. Некоторые собирают первые выпуски IKEA 1950-х годов.
А как сейчас себя чувствуют молодые шведские дизайнеры? Вот, скажем, выпускники университета Konstfack, где вы преподаете?
Сегодня шведский дизайн — это все те же простые и функциональные линии. По сути дела, простота ради простоты. В этой мифологии многие молодые дизайнеры уже видят ограничение для своего развития. Если пытаются предложить иные формы, стало быть, разрушают заданные рамки. Тем не менее, начиная с 1990-х годов, бунтари вроде Томаса Санделла, группы Uglycute, бюро Claesson Koivisto Rune и прочих яркими экспериментами испытывают на прочность типично шведский дизайн и то, с чем он ассоциируется на международной арене.
Тогда дайте, что ли, короткую характеристику типично шведскому дизайну?
Ни много, ни мало — в меру.