Пoслe пaвильoнa Рoссии в Вeнeции и Пушкинскoгo музeя в Мoсквe Recycle Group (Aндрeй Блoxин и Гeoргий Кузнeцoв) этим лeтoм зaпустили прoeкт «Вaс обманывали, на самом деле всё иначе» в формате дополненной реальности и в парижском Центре Помпиду. Суть его прежняя — нет никаких физических объектов, лишь виртуальные, видимые глазу только через созданное художниками специальное приложение для смартфонов.
О цифровых технологиях в искусстве, продаже того, что нельзя подержать в руках и повесить на стену, и жизни во Франции художники рассказали ARTANDHOUSES перед очередным открытием в Париже — 6 октября они станут участниками знаменитого фестиваля искусств Nuit Blanche.
О чем ваш проект «Вас обманывали, на самом деле всё иначе» в Центре Помпиду?
Андрей: О том, как бы выглядел музей в глазах машины, если бы она туда пришла и стала анализировать картины, объекты и всё остальное с точки зрения своего интеллекта, который управляется нейросетью. Понятно, что люди сами «пишут» для нее нейросеть, но тем не менее это всё равно машинный интеллект, который только базируется на источниках информации, указанных человеком, а сам постоянно дополняет и улучшает эту историю.
И, соответственно, если она видит какую-то картину на выставке, то сравнивает ее с общими данными. У нее есть Google, YouTube и так далее, и она осмысляет: у этой картины в музее столько-то просмотров, а у видео со Спанч Бобом в YouTube столько-то, надо проанализировать и найти разницу.
Потом она изучает какую-нибудь скульптуру и решает, допустим, копировать этот объект в облако, потому что логика машины в том, что всё физическое стареет, нуждается в реставрации, а всё, что сохранено в облако, это хотя бы однократное копирование, а не бесконечное репродуцирование одного и того же произведения.
Ты смотришь через приложение на объекты и видишь эту нейросеть, визуализацию ее работы, ее структуры. Она анализирует свойства произведения, а свой анализ выдает в виде текста. Наш проект — это выставка именно текстового содержимого на английском языке. Она не для вау-эффекта. Многие думают, что дополненная реальность базируется только на эффектах каких-то, но это заблуждение. Дополненная реальность — это инструмент. Ты как хочешь, так его и используешь. Для нас было важно обратить внимание на содержательность работ.
Какой текст возникает, если смотреть через ваше приложение, например, на произведение Кошута «Один и три стула»?
Андрей: У Кошута это фотография, сам стул и дефиниция, то есть определение в словаре. Но машина видит, что физически стул один. Она анализирует, какой состав цвета, сколько букв написано на бирке, сколько точек, запятых, сколько одинаковых слов. Типа «ищем совпадения» с титром, с названием работы. В итоге машина добавляет еще два стула.
Георгий: Это логичное продолжение всех наших проектов и тем, о которых мы говорим. Мы фиксируем появление третьего измерения. Если раньше были взаимодополняющие друг друга материальный и духовный миры, то теперь возникла виртуальная реальность, которая существует где-то между, и наполнить ее человек волен чем угодно. И в этом проекте мы говорим о том, что работы классиков могут служить маркерами, на которые будет наложено сверху вообще другое изображение или текст.
Сколько объектов из экспозиции Центра Помпиду вы включили в свой проект?
Андрей: Восемнадцать.
Георгий: И мы планируем периодически дополнять список. Думаю, будет больше намного.
Кстати, как отреагировали сотрудники Центра Помпиду на такое вторжение?
Георгий: Очень спокойно, сделали вид, что ничего не происходит, за что им спасибо.
То есть сделали вид, что не замечают вас?
Георгий: Ну, они сначала очень сильно интересовались. Когда мы начали водить экскурсии, они собирались небольшими группками за нашими спинами и обсуждали, что там происходит у нас в телефонах. Но никак не препятствовали.
Андрей: На самом деле они знали, были предупреждены. На открытии стояли люди в майках «Recycle Group assistants» прямо на входе на пятый этаж, давали бумажки с инструкциями и помогали с установкой приложения, рассказывали, как им пользоваться, если у кого-то возникали вопросы. Ну и мы там тоже тусили, с кем-то общались.
Сколько будет длиться показ проекта в Центре Помпиду?
Георгий: Бесконечно. Пока сами работы существуют. А если работу повезут в другой музей, ее виртуальная копия, тень, последует за ней.
Андрей: И пока существует наше приложение. Пока есть связь между глазом человека и экраном (любым, неважно, очки это, телефон или линза), и пока в этом экране есть камера (а камера теперь, очевидно, будет всегда), дополненная реальность будет работать. Единственное, что нужно иметь в виду, — приложение будет трансформироваться. Новые технологии требуют постоянного обновления. Приложение — это не что-то, что ты запрограммировал один раз, а история в развитии.
Часто выходят обновления для приложения?
Георгий: Раз в месяц — стабильно. Что-то улучшаем, что-то добавляем. Помимо контента, много технической работы. Например, чтобы сделать в приложении автофокус и хорошее качество камеры, потребовалось довольно много времени. Даже просто селфи-камеру внедрить не так просто. Следующий этап — появление дополненной реальности уже через очки, через линзы, когда ты реальность будешь перещелкивать одним касанием.
Андрей: По большому счету приложение может развиваться и кем-либо после нас. Художника нет, а его приложение продолжает кто-то адаптировать под новую современность.
Георгий: Каждый художник мечтает попасть в музей, в вечность. Но с появлением дополненной и виртуальной реальности место показа его произведений уже не имеет значения. Ты можешь попасть в музей, в банк, на улицу. Не имеет значения где, имеет значение только то, что ты делаешь и как.
Где будет ваша следующая «пиратская» выставка?
Андрей: Будет проект в Лондоне, где — пока не скажу, но тоже в музее.
Сколько человек уже используют ваше приложение?
Андрей: Больше двадцати тысяч. Самое смешное, что за прошлый год страна, которая больше всего скачала наше приложение, после России — это Китай.
Как зрители узнают об этом проекте?
Андрей: Мы публиковали информацию в своих аккаунтах в Instagram и Facebook, а вообще у нас есть галерея в Париже (группу представляет галерея Suzanne Tarasieve. — ARTANDHOUSES), которая рассылала релиз в медиа. На открытии мы встретили людей, которые тыкали в смартфоне на все кнопки подряд и не могли понять, что нужно делать. В конечном итоге все во всем разобрались, ходили по карте в залах, долго обсуждали. Это не так-то просто — расширить аудиторию на взрослых людей, чтобы это были не только молодые-юные-продвинутые.
Георгий: С новыми технологиями есть нюансы — тебе приходится тратить дополнительное время на то, чтобы просто посмотреть, как всё работает. Часто я замечал, как «наши» посетители ходили по музею, а другие обращали внимание на их смартфоны, открывали свои, ну и, естественно, ничего не видели — без приложения это не работает.
Есть ли возможность продавать такие виртуальные проекты?
Андрей: В том-то и прикол, что это инструмент. Хочешь — продавай, хочешь — нет. У нас вообще нет такой задачи. У нас есть задача показывать то, что мы хотим показывать. А у нашего галериста есть работы с дополненной реальностью, которые она продает.
И как продается дополненная реальность?
Георгий: В Лондоне мы недавно продали полностью виртуальную работу.
Андрей: Мы продали рисунок, паттерн, само по себе изображение. Покупатель стал экспонировать его на полу.
Как происходит такая продажа?
Георгий: Присылаешь по e-mail файл — вот у нас есть такая штука. Она одна.
Андрей: У нас есть много проектов, как те, что мы показывали в Пушкинском музее в Москве: физические рамки, а внутри через приложение можно увидеть виртуальный объект. Вот ты его купил — и через приложение смотришь.
Георгий: Вообще способов фиксации много. Один из них gps-маркер. Есть такие для брелоков, чтобы не потерять ключи. Их можно использовать для «включения» наших объектов. Можно «заливать» виртуальные изображения на стену или пол, и оно будет становиться видимым в ультрафиолетовом спектре или в инфракрасном. Или быть вообще невидимым, а отображаться только в гаджетах. Вариантов, как этот объект показать, много, а сам объект виртуальный. У него отсутствует физическая оболочка. У него есть контакт с физическим миром через «якорь», но «якорь» — это не сама работа, это просто связь виртуального произведения с материальным миром.
Вы планируете когда-нибудь совсем отказаться от материальных объектов?
Георгий: Нет. Просто поле дополненной реальности и виртуального искусства очень интересное и позволяет делать масштабные проекты. Мы совмещаем.
Вы давно живете в Париже с семьями. Чувствуете, что становитесь европейскими художниками?
Георгий: Мы цифрами руководствовались. Отсюда удобнее и в Америку работы возить, и в Лондон, и в Италию. И здесь очень много новых материалов, а 90% того, с чем мы работаем, это эксперименты с материалами.
Андрей: Точно так же удобно многие вещи в России делать. Мы совмещаем. Почему нет?
Георгий: И мы, конечно же, русские художники, и нас очень любят в Москве и по всей России. В Париже мы встречаемся даже с бóльшим количеством наших русскоязычных друзей, чем в Москве или Краснодаре. Поэтому, даже будучи в Париже, мы больше включены в российскую арт-жизнь.