В 2015 гoду в Мoсквe oткрылся Музeй AЗ — чaстный музeй xудoжникa Aнaтoлия Звeрeвa, яркoгo прeдстaвитeля неофициального искусства второй половины ХХ века. За время своего существования музей реализовал уже несколько выставочных проектов. Накануне открытия новой выставки «Сказки Андерсена» ARTANDHOUSES поговорил с генеральным директором Музея АЗ коллекционером и меценатом Наталией Опалевой.
Музею год, каковы итоги и впечатления?
Даже почти полтора. Но по ощущениям времени прошло гораздо больше, потому что этот год был очень активным. При обсуждении будущего образа музея у нас возникла идея так называемых изосериалов, и мы сразу решили: постоянной экспозиции не будет. Большая коллекция работ Зверева позволяет нам каждые три-четыре месяца устраивать достаточно интересные тематические выставки.
Сколько их состоялось с момента возникновения Музея АЗ?
Уже три. Открывались проектом «АЗ — это Я как раз!» (автопортреты Зверева), сменившимся выставкой «Волшебная клетка. А не пойти ли нам в зоопарк?», представившей Зверева как графика-анималиста, и, наконец, его женские портреты, «Красавицы столетий», составили третью экспозицию музея. Вот тот итог, который мы на сегодняшний момент имеем.
Опыт музеев, подобных вашему, подтверждает мысль, что творчество титульного героя время от времени стоит показывать в сравнении с работами современников и последователей.
Да, мы постоянно об этом думаем. У коллекции есть вторая часть, куда входят произведения других художников-шестидесятников. Хотя музей и носит название АЗ, изначально планировалось, что показывать здесь мы будем работы не только Анатолия Зверева, но и живописцев его круга, живших и творивших одновременно с ним. Впрочем, и на прошедших выставках уже говорилось не об одном Звереве. «Красавицы столетий» строилась на параллелях. На четырех экранах транслировались самые известные женские портреты из истории искусства, начиная с фаюмского портрета, затем Ренессанс, импрессионизм и заканчивая модернизмом. Рядом экспонировались женские портреты кисти Зверева, которые, согласно нашей точке зрения, абсолютно спокойно входят в контекст мирового искусства. Кто-то, возможно, с такой трактовкой не согласен, но мы таким образом представили личный взгляд и предложили посетителям составить собственное мнение.
В этом году Музей АЗ организовал выставку, на которой мало того, что отсутствовали работы Зверева, так еще она проходила на другой площадке.
Нам понравилась мобильное пространство Электротеатра «Станиславский», расположенного неподалеку от нас, их концепция поиска нового, показа острых спектаклей, привлечения молодых режиссеров. У нашего арт-директора Полины Лобачевской родилась мысль завязать в одной выставке (она называлась «Предвидение») нонконформиста Петра Беленка, который родился в деревне под Чернобылем и в своих работах предсказал катастрофу, и фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Емкий и глубокий по смыслу проект прошел в годовщину чернобыльской аварии.
Каковы ваши будущие выставочные планы?
Нам понравилось показывать работы других шестидесятников. Сейчас как раз обсуждаем выставочные планы на 2017–2018 годы. Думаю, покажем Дмитрия Краснопевцева, Лидию Мастеркову и Дмитрия Плавинского. Что-то, возможно, у нас, что-то на партнерской площадке.
Куратор проектов музея — Полина Лобачевская, а для экспозиции вы привлекаете всякий раз нового дизайнера?
С нами работает замечательный дизайнер Геннадий Сенев. Но мы рассматриваем возможность привлечения кого-то еще. Под каждую выставку практически полностью меняется интерьер, полы, стены, то закрываются, то открываются экраны на трех этажах. Одному дизайнеру с таким объемом и активностью справиться уже сложно.
А как поживает ваша коллекция?
Развивается. Она наконец-то упорядочена, имеются инвентарные номера, картотека, как и положено в музее. Правильно организовано хранение. Всё описано, и идет работа над электронным каталогом.
Сколько в коллекции единиц хранения?
Точно не скажу, но уже более двух тысяч.
Собирая работы, вы придерживаетесь определенных хронологических рамок?
Да, коллекция посвящена художникам-шестидесятникам. Вести коллекцию в одном направлении и русле и не превращать квартиру в огромный антикварный магазин, где глаза разбегаются, — это один из самых ценных советов, полученных мною в самом начале. Отступления возможны, но должна быть единая столбовая дорога.
Когда коллекция создавалась, было интересно покупать много работ каждого из художников в разных жанрах и техниках. Часто говорят, что коллекционеры вначале делают ошибки и потом от чего-то избавляются. Мне, наверное, в этом смысле повезло: я сразу была окружена очень хорошими кураторами, и вещи покупались только качественные. Поэтому, когда предлагают «почистить коллекцию», мне, признаюсь честно, даже нечего предложить.
Сейчас покупок меньше. Приобретаем вещи только высокого класса. За минувший год удалось пополнить коллекцию примерно на сто работ.
И сплошь шедевры?
Например, роскошная, яркая композиция Лидии Мастерковой, состоящая из четырех картин, каждая размером 90×90 см. Несколько блестящих полотен Краснопевцева купили у Игоря Маркина в музее ART4, принявшего решение их продавать. Очень люблю этого художника, его работ в коллекции было мало. Большая удача. В этом году приобрели также несколько работ Зверева. Сейчас в эти непростые времена продается много работ, и у музея появляется возможность пополнить коллекцию.
Повысилась ли цена на работы шестидесятников за время существование музея и коллекции?
Рост цен идет постепенно. Но мы считаем себя в какой степени экспертами как работ, так и цен на них, поэтому, когда последние слишком завышены, отказываемся. Сейчас сложные времена. Активного рынка, определяющего цены, как такового нет. Многие коллекционеры не готовы продавать по низким ценам, а покупатели по высокой цене находятся в тяжелых экономических условиях. Противоречие. Думаю, мы внесли свой вклад в повышение статуса художников-шестидесятников, и Зверева особенно, до того уровня, которого они достойны.
Какое впечатление музей производит на публику?
Без ложной скромности могу сказать: от АЗ все в восторге. Многие не ожидали, что музей может быть нескучным, затягивающим, о многом рассуждающим понятным языком. У нас лежит громадная книга жалоб и предложений, которую очень интересно читать.
Что пишут?
Плохих отзывов практически нет. Люди благодарят за время, проведенное в музее, когда они могли окунуться в эпоху. В основном это представители старой интеллигенции, знакомой с именем Зверева и других шестидесятников. Они и есть главная поддержка нашего музея. Также мы активно популяризируем музей среди молодежи и людей от искусства далеких.
Что же касается детей, то и тут мы взяли на себя просветительскую миссию. На экскурсиях маленькие зрители в том числе узнают, что рисунок может быть выполнен в разных техниках, например карандашом, тушью, углем. А Зверев же был, как известно, нарушителем всех классических норм. Рисуя тушью, он мог намочить палец или присыпать бумагу мукой.
Наверняка открывающаяся выставка «Сказки Андерсена», приуроченная к новогодним каникулам, будет особенно интересна детям.
В основе этой экспозиции — иллюстрации Анатолия Зверева к четырем сказкам Ганса Христиана Андерсена. По сути, показывать мы будем сразу двух героев — нашего художника и знаменитого датского сказочника, причем в оригинальной нескучной манере. Рисунки Зверева, долгое время хранившиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, обнаружила сотрудник нашего музея Наталья Волкова. С согласия архива мы выпустили книгу «Зверев рисует сказки Андерсена».
К этой выставке вновь меняем вид этажей, каждый из которых посвятим отдельной сказке — «Русалочка», «Новое платье короля», «Дикие лебеди», «Соловей».
Оригиналы зверевских рисунков, по формату очень небольших, будут представлены в залах, но, чтобы можно было их рассмотреть и удивиться, они будут воспроизводиться и на экранах.
Так как музей любит сотрудничать с современными художниками, экспозицию дополнят работы Татьяны Баданиной, Кати Филипповой и волшебный, как всегда, арт-объект Андрея Бартенева. Третий этаж превратится в императорский дворец с клеткой механического и живого соловья.