Знaмeнитый гoллaндский дизaйнeр Мaрсeль Вaндeрс нaчинaл в 1990-x. Oн снискaл сeбe славу провокатора — его проекты будоражили умы своей экстравагантностью. Сегодня 50-летний Вандерс сохранил юношеский задор, а его последние коллекции — дух эксперимента и эффект неожиданности. Он рассказал ARTANDHOUSES о том, без чего у дизайна нет будущего, своих одержимостях и неприятии трендов.
Чем запомнился 2018-й?
В 2018-м мы засветились в десятке разных проектов, каждый из которых по-своему интересен. Например, отметили 90-летие Микки-Мауса. Я сделал фарфоровую скульптуру мышонка и раскрасил ее в бело-синей гамме Делфта. Я работал с краской, как художник-концептуалист: нанес ее вручную крупными мазками, уложившись всего в одну минуту.
Конечно, были кожаные диваны для Natuzzi, коллекция сантехники для Laufen (кстати, весной я приеду в Москву по приглашению Laufen, чтобы рассказать о новинках), уличная мебель для испанцев Vondom и мебельная коллекция с фантасмагорическими принтами для Roche Bobois. Моя студия работает не покладая рук! Во главе стоит арт-директор Габриэле Кьяве, он надзирает за 40 сотрудниками. Так что у нас также хватает времени на «малый жанр»: ароматы для дома, отражающие цикличность жизни (хотите узнать, как пахнет юность или увядание?), или ночники в виде сов и пингвинов — идеальный реквизит для детской.
Я часто говорю, что произведения by Wanders — плод труда всей команды. Мы работаем, дышим как единый организм. Мне кажется, будущее за коллективным: лучшие идеи рождаются в дискуссии. Конечно, ее можно вести с самим собой. Но вместе интереснее. Поэтому, рассказывая о произведениях своей студии, я всегда говорю мы! Посмотрите на нас на моем сайте, мы сделали забавные фото. Я — лишь в ряду многих.
Как вы работаете? Рисуете от руки?
Я very digital, мне нравятся Mac и графические редакторы. Но, конечно, я могу набросать эскиз на салфетке, как Пикассо. Однажды его можно будет продать за миллионы.
Чем вы одержимы в последние годы?
Меня часто называют сказочником. Я делаю необычные вещи, похожие на увеличенные в разы детские игрушки. Однако это не просто нечто забавное или милое. За каждым предметом стоит более глубокий смысл.
Например, несколько лет назад мы создали коллекцию светильников для старейшей стеклодувной мануфактуры мира Barovier&Toso (они даже занесены в «Книгу рекордов Гиннесса»!). Мы использовали цветное стекло и несколько сфер, а венчал композицию колокольчик, мой фирменный знак. Казалось бы, вещь выглядит забавно и только. Но мы использовали старинные техники, с которыми мануфактура работает уже не одно столетие, тем самым воплотив в этих «игрушечных» светильниках ДНК бренда. Я считаю, что важен провенанс, корни, без них у предмета нет будущего.
Расскажите о ваших работах для Louis Vuitton.
Я сделал несколько вещей для проекта Objets Nomades. Это коллекция Louis Vuitton, посвященная предметам интерьера. Вещи выходят ограниченными сериями. Каждый год она пополняется несколькими новинками, которые бренд традиционно презентует в рамках эффектных инсталляций. Я заявлен с креслом-качалкой и модульной подвесной ширмой. Несколько лет назад я впервые участвовал в проекте со своим шезлонгом. Он состоял из нескольких секций, которые нужно было скрепить друг с другом. В сложенном состоянии модель была похожа на компактный тубус. В этом году я сделал для LV напольное зеркало, украсив раму кусочками зеркальных фацетов. Ты множишься на глазах!
Один из самых громких проектов последних лет — ваш отель в Дохе. Расскажите о нем, пожалуйста.
Интерьер получился феерическим. Надо отдать должное арабским шейхах, они не мелочатся, они хотят грандиозного. Кстати, мне это нравится: Восток стремится к величию и открыто демонстрирует его. Мы в Европе привыкли не выпячивать себя, это неправильно. Если ты сделал что-то классное, скажи об этом, не тушуйся!
Интерьер Mondrian Doha переносит вас в сказку. Он отражает зрелищность арабской культуры. Я работал как режиссер-постановщик, действительно отель получился, я бы сказал, кинематографическим. Яркие краски, самые причудливые формы, много декора — да, я очень доволен этим интерьером!
Что ждет дизайн интерьеров в 2019-м?
Я не буду делать прогнозов, но уверен в одном: людям нужны эмоции. Это самый простой способ привлечь внимание. Человек всегда предпочтет зрелищный интерьер скучному, потому что в нас заложена любознательность, желание удивляться. С точки зрения биохимии, когда вы узнаёте что-то новое, это способствует выработке эндорфина, гормона счастья. На это можно подсесть.
Я не верю в тренды. В этом сезоне носите желтое — что за вздор! Я стараюсь создавать вещи timeless, их не испугаешь временем. Знаете, я горжусь, когда мой дизайн не могут датировать. Глядя на ту или иную мою вещь, вы не сможете сказать: это 1990-е, а это 2000-е. Это неважно. Благодаря чему я всегда в тренде. Хотя проблема в самом слове. Оно порочно. Мы нуждаемся в стабильности, и нам нужны перемены. Но нужно найти баланс. Прозвучит как каламбур: но если вы не хотите устареть, не гонитесь за новым! На самом деле это выводы простой логики.
Какой самый необычный проект в вашей практике?
Я спроектировал префаб (сборно-разборный дом). Правда, пока только на бумаге. Также я выпустил маску, чтобы дышать в мегаполисе. Вы бывали в Шанхае? Весной воздух превращается с желтоватую взвесь, люди задыхаются. Я уверен, что она поможет тысячам человек. Она работает на многоступенчатой системе фильтрации, можно добавлять ароматические масла, при этом это практичный агрегат — легко стирается в стиральной машине.
Вот вам, кстати, и тренд. Дизайнер действительно сродни волшебнику, не только я, любой дизайнер. Ведь эта профессия предполагает, что ты формируешь жилую среду, а значит, каноны, по которым существует человеческое сообщество. Ты задаешь правила. Ты демиург, творец, всё зависит от тебя. Я считаю, что дизайнерам нужно взяться за себя, осознать свое место в меняющемся мире и начать самим менять его. Используя новые технологии, разрабатывая новые материалы, придумывая, как решать бытовые проблемы, от самых простых до формата макро. Мир не ждет!