Матиас Ари Жан: «Я хотел бы дать La Biennale Paris более современный импульс» • ARTANDHOUSES

Пaрижскaя Биeннaлe aнтиквaрoв в прoшлoм гoду смeнилa фoрмaт: пoлучилa новое название La Biennale Paris, стала ежегодной и полностью сменила руководство. Кроме того, изменился и принцип самой выставки в Grand Palais, постоянном месте проведения смотра: новый президент Национального синдиката антикваров (SNA) Матиас Ари Жан провозгласил полное равенство и попросил дизайнеров сделать абсолютно одинаковые «улицы» между абсолютно одинаковыми стендами галерей-участниц.

В конце июня организаторы La Biennale Paris анонсировали 30 первых антикваров, уже подтвердивших своей участие я ярмарке в этом году (она пройдет с 8 по 18 сентября). О других подробностях грядущего собрания ведущих дилеров ARTANDHOUSES расспросил мсье Жана.

Каковы главные итоги прошлогодней ярмарки?

Биеннале посетило 32678 человек, 5016 из которых пришли в день вернисажа — эти цифры подтверждают тот факт, что Парижская биеннале заняла свое важное и незаменимое место среди ярмарок на арт-рынке, позволяя делать продажи и заводить контакты на самом высоком уровне. Мы рады тому, что коллекционеры со всего мира возвращаются в Париж, а среди самых громких продаж фигурируют работы таких авторов, как Пьер Сулаж, проданный Opera Gallery за €2 млн, и картина Макса Либерманна, проданная Art Cuéllar-Nathan за €900 тыс.

Оправдал ли себя новый дизайн ярмарки — без излишеств и с равными возможностями для галерей? Будет ли план ярмарки такой же в этом году?

Мы представим новый план стендов, который, я уверен, останется надолго. Он будет таким, что каждый посетитель непременно пройдет мимо каждого галериста. Мы не захотели использовать почетный зал (salon d’honneur), потому что он не очень подходит для галерей, и сократили выставочную площадь. L’écrin du Grand Palais совершенно уникален, и качество стендов тоже исключительное — все они по 6 метров высотой, площадью от 40 до 50 метров, каждый участник ярмарки инвестирует в его сценографию.

Президентом биеннале остался Кристофер Форбс, но состав комитета биеннале и администрации SNA изменился. Почему?

На самом деле среди восьми членов комиссии всего один новый человек — Дидье Вирт, президент Фонда садов и парков Франции. Также были некоторые движения в SNA — они происходят либо по личным причинам (участие в совете требует значительных личных обязательств), либо являются естественной частью жизни Синдиката антикваров (отставка или переизбрание).

Недавно вы анонсировали 30 уже подтвердившихся дилеров-участников. Как вообще проходит подготовка к ярмарке?

В этом сезоне пройдет 30-я, юбилейная ярмарка, куда мы были счастливы пригласить в качестве художественного руководителя легендарного дизайнера Жан-Шарля де Кастельбажака. Я уверен, что он привнесет под своды Grand Palais свой динамизм и неиссякаемую энергию. Он человек, который знает и любит прошлое, переосмысливает его, чтобы увидеть будущее.

Парижская Maxemilian Studio сделала для нас новую айдентитику, добавив стеклянный купол Grand Palais к логотипу. Ведь дворец — наши корни и место, окутанное мифами.

Во время биеннале мы проведем конференцию по арт-рынку, чтобы создать удобную платформу для всех заинтересованных сторон. Сейчас формируем научный комитет, который в ближайшее время займется определением тем, гостей и модераторов.

Сколько всего галерей будет участвовать?

Всего будет около 80 экспонентов. Мы постараемся соблюсти баланс между различными областями искусства, но, вероятно, какие-то всё равно будут представлены в большей степени — всё-таки история биеннале начиналась исключительно с антиквариата. Однако мы решили ввести и новые направления. Лично я — дилер нового поколения, более чувствительный к современному искусству. Я хотел бы дать La Biennale Paris более современный импульс путем создания диалогов старого и нового искусства. Для ярмарки это не будет лишним, и, кроме того, мы ни в коем случае не собираемся конкурировать с FIAC или другими ярмарками современного искусства.

Мы ограничили количество галерей-участниц, чтобы предложить им больше пространства для выдающихся произведений искусства и устроить традиционный ужин на 800 гостей посреди этого великолепия.

В прошлом году перед ярмаркой вы говорили о том, что одна из приоритетных задач — возвращение на La Biennale Paris ювелирных и часовых домов, покинувших смотр при прошлом руководстве SNA. Как обстоят дела? Кто из «беглецов» вернется?

Я хочу еще раз подтвердить, что Вандомская площадь (средоточие представительств легендарных французских ювелирных домов. — ARTANDHOUSES) занимает особое место в сердце биеннале. Сегодня мы всё еще находимся в процессе переговоров, и я пытаюсь сделать всё, чтобы соблазнить их. Эти дома когда-нибудь вернутся. И в этом сезоне украшения обязательно появятся.

После Эрмитажа и Musées Barbier-Mueller какая институция станет специальным гостем биеннале?

Когда решили превратить биеннале в ежегодное мероприятие, то возникла идея приглашать какую-то известную коллекцию сделать выставку, ведь биеннале тоже своего рода эфемерный музей. В этом году свои сокровища выставит коллекционер Пьер-Жан Шаленсон, очарованный Наполеоном с раннего детства. На его выставке «Император под стеклянной крышей» зрители увидят около двадцати неожиданных объектов, связанных с этим легендарным именем. Куратором также выступит Кастельбажак.

Рассматриваете ли вы сейчас или в будущем сотрудничество с российскими коллекционерами и галеристами?

В настоящее время мы не приглашали русских маршанов, но ваши коллекционеры, безусловно, будут традиционно присутствовать, потому что исторически они очень ценят биеннале.