Дeкoрaтoр Мaринa Филиппoвa, урoжeнкa Сaнкт-Пeтeрбургa, пoлучилa экoнoмичeскoe oбрaзoвaниe в Рoссии и oбрaзoвaниe в oблaсти истoрии искусств в СШA. Oнa возглавляет собственную студию в Москве, которая специализируется на частных и общественных интерьерах, а также девелоперских проектах премиум-класса. Декоратор ведет проекты в России, Швейцарии, Великобритании, Франции и Италии. Среди ее клиентов немало известных политиков и бизнесменов, которые ценят декоратора за безупречный вкус, умение сочетать классику и современность, антиквариат и винтаж, искусство и высокие технологии.
Сегодня Филиппова уверенно входит в десятку лучших дизайнеров России и, по версии журнала AD, в число 50 лучших дизайнеров мира. Ее работы часто появляются в ведущих периодических интерьерных изданиях, они также опубликованы в книгах «Andrew Martin International Design Review» и «Contemporary Living in Russia» (выпущена бельгийским издательством Beta-Plus).
Марина Филиппова рассказала ARTANDHOUSES о моде на винтаж, коллекционный дизайн и стиль 1950–70-х годов, о том, как увлечь клиента своими идеями «артистичного интерьера», и где искать вдохновения.
Во всех ваших проектах можно увидеть произведения живописи, графики и скульптуры. Как вы подбираете искусство?
Я всегда очень тщательно подбираю живопись и графику для своих заказчиков и отношусь к этому серьезно. Стараюсь по возможности вовлечь их в этот процесс, ведь картины — важная часть интерьера, создающая эмоциональный фон и особое настроение в доме.
Современные художники или классики — кому вы отдаете предпочтение?
В основном я использую в интерьерах работы современных художников. Люблю вешать крупные произведения, они становятся центром притяжения, эмоционально и объемно заполняют пространство. Но больше двух-трех картин в одном помещении не использую, иначе они начнут друг друга «перебивать».
Мне нравятся работы Вячеслава Михайлова, известного абстракциониста, обладающего уникальной техникой письма, сертифицированной аукционным домом Christie’s. Интересный художник Егор Остров, объединивший в своих работах оп-арт и классические сюжеты.
Иногда ко мне приходят заказчики со своей коллекцией современного и старого искусства. И это всегда интересная задача — вписать ее в интерьер, не превратив квартиру или дом в музей. Ведь бывают работы слишком тяжелые или берущие на себя слишком много внимания. Я делаю развеску интуитивно, стараясь как можно бережней отнестись к каждому произведению, будь то живопись, графика или скульптура.
В ваших проектах также стоят антикварные и винтажные предметы, что нечасто встречается в российских интерьерах. Вы помните тот момент, когда начали использовать в своих проектах коллекционный дизайн и винтаж?
Я больше пятнадцати лет занимаюсь оформлением интерьеров, за это время сильно изменился подход к их созданию. Раньше заказчиков больше интересовали исторические стили, и мы больше работали над их интерпретацией. Был период «обшарпанной» роскоши, когда мы специально состаривали предметы, придумывали для интерьера истории и легенды о предыдущих поколениях, использовали антиквариат, создавали пространства, в которых как будто кто-то до этого жил.
Сейчас и в Европе, и у нас наблюдается другая тенденция — больше использовать винтажные предметы середины прошлого века. Я, например, их ставлю в интерьеры чаще, чем антикварные, последние же добавляю в виде аксессуаров и декора. И если еще недавно декораторы использовали винтаж понемногу, делали некий микс, пробовали, как будут обживаться эти вещи в современном интерьере, то сегодня можно говорить уже о повсеместном влиянии этой тенденции.
Чем так ценен и интересен коллекционный винтаж?
В моих интерьерах тридцать процентов занимают вещи коллекционного дизайна и винтаж, если заказчик не против, конечно. Такие интерьеры смотрятся намного интересней и выигрышней за счет остроты «замеса». К сожалению, многие формы сейчас невозможно передать и повторить. И большинство реплик получаются либо более грубыми, либо выглядят уже не так. Технологии изменились, ушла рукодельность. Сейчас видна тенденция к упрощению, все мы стараемся на чем-то сэкономить в ущерб качеству или каким-то нюансам, которыми пренебрегаем. А мне больше нравятся сложные, многодельные предметы.
Винтажные же вещи более проработанные: патина, линия изгибов, выверенные пропорции. Маленький незаметный кантик, красивый бумажный абажур — много нюансов, которые современные производители теряют, а для меня они имеют большое значение.
Пожалуй, только мебель знаменитого дизайнера Владимира Кагана относилась к тому редкому исключению, когда современная вещь, сделанная под руководством автора и по его лекалам, ничем не отличалась от винтажного первоисточника.
Как воспринимают винтажную мебель заказчики в России?
Появление в интерьере винтажной мебели и света для многих непривычно и необычно, многие хотят вернуться к классике, воспринимая предметы 1950–70-х годов как наследие советского прошлого, которое всем хочется поскорее забыть. Для меня же такие предметы являются способом добавить в интерьер «перчинку», получить интересное и живое пространство.
Расскажите про современный коллекционный дизайн, почему он привлекает профессионалов?
Эта еще одна интересная тенденция, которая последнее время стала набирать обороты — использование в интерьерах нерастиражированных предметов, граничащих с артом.
Это как в моде, есть особые любители единичных вещей, выпущенных ограниченными сериями. Точно также некоторым людям хочется, чтобы у них в доме стояли предметы штучного производства, иногда созданные специально для них.
Сейчас многие дизайнеры разрабатывают свои уникальные коллекции, часто рукотворные, с использованием новых технологий, лазера, перфорации. Среди них парижский дизайнер Эрве ван дер Стратен, который за последние десять лет стал очень популярным. Сначала он создавал ювелирные украшения для дома Dior, а сегодня делает оригинальную и необычную с точки зрения формы, технологий и дизайнерской мысли мебель и аксессуары. На них приятно смотреть и ими удобно пользоваться.
Каких еще дизайнеров вы могли бы отметить и в каком стиле они работают?
Сейчас в моде стиль 1950–70-х годов, и даже если взять современных востребованных дизайнеров мебели, то у них можно проследить некую преемственность со стилем середины прошлого века. Например, в мебели Кристиана Лиэгра я вижу ту же эстетику, что и у Жоржи Залшупина или других авторов середины 1950-х годов. В отличие от реплик, сегодняшние предметы сделаны с оглядкой на современного человека, у них чуть более современный вид. И это интересней, чем прямое копирование. Или другой современный дизайнер — Александр Ложе. Он превращает люстры в настоящие арт-объекты. Интересно, что источник света в них подсвечивает саму люстру. Ведь cвет — не просто утилитарная вещь, в современном интерьере есть множество источников света, поэтому легко можно добавить и камерный свет в виде объекта дизайна. Также мне очень нравятся необычные светильники, которые делает студия Apparatus.
К сожалению, многие не понимают и не принимают присутствие винтажа или предметов коллекционного дизайна в интерьере. Но я всегда очень болею за результат, объясняю, показываю, люди начинает «заражаться» моим энтузиазмом и в конце концов соглашаются.
Куда вы отправляетесь за вдохновением, где ищете новых дизайнеров мебели?
Последние тенденции в мире люксового дизайна всегда хорошо представлены на выставке AD Intérieurs, которая проходит два раза в год в Париже. Последняя была как раз в середине сентября. На всех самых интересных стендах были представлены именно коллекционные вещи. Здесь каждый дизайнер на основе заданной темы создал некий образ, «сотканный» из штучной индивидуальной мебели, необычных предметов и произведений искусства. Еще ведь надо так умело смешать эти три составляющие, чтобы всё не выглядело китчем. Больше всего мне понравились работы Матье Леаннера, Мишеля и Даниэля Бисмутов, Анн-Софи Пайере, Стефана Пармантье и Николаса Шхаубрука.
Проектируете ли вы сами предметы для своих проектов?
Стараюсь развивать это направление. Для каждого своего проекта создаю уникальную мебель, и мне хотелось бы посвящать этому больше времени. Единственная сложность — многое приходится делать за границей, отчего у предметов получается большая себестоимость. А на российских производствах пока где-то недотягивает качество, где-то технологии.
Как возникает идея?
При создании интерьера мне важно передать некую эмоцию, она, как пазл, состоит из нескольких частей: это и свет, и формы, и небольшие аксессуары — всё создает особое настроение. Иногда бывает сложно найти готовый предмет, который бы поддерживал общую концепцию, и тогда мы его придумываем. Дальше он может жить своей жизнью, составлять часть коллекции или дополнять какой-нибудь другой интерьер.
Например, в нашем последнем проекте по моим эскизам сделаны деревянные тумбочки на латунных ножках и журнальный столик с мраморной столешницей для спальни. Или бра на кожаных ремнях для гостиной в том же проекте. Мы хотели сделать подвесной светильник и думали, как спрятать провод, в результате патрон прикрепили непосредственно к стене, на него уже вешается абажур из латуни с перфорацией, а ремешок несет декоративную функцию. Для гостевой спальни был спроектирован небольшой письменный столик из дерева, МДФ и металла. Столешницу разрабатывали в мастерской в Москве, хотели добиться на деревянной поверхности эффекта ткани, получилась гладкая столешница с как будто натянутой сеточкой сверху.
Эти предметы можно отнести к стилю современной классики, но мне ближе понятие «артистичный интерьер», c современными предметами, имеющими в основе классическую концепцию.