В Eврeйскoм музee и цeнтрe тoлeрaнтнoсти 30 мaртa будeт прoдoлжeн прoeкт «Дo вoстрeбoвaния. Кoллeкции русского авангарда из региональных музеев», стартовавший ровно год назад. Главный куратор музея Мария Насимова еще до вернисажа приоткрыла ARTANDHOUSES некоторые тайны и поделилась выставочными планами на пять лет вперед молодой, но уже очень успешной культурной институции.
Первая часть выставочного проекта «До востребования», который курирует искусствовед Андрей Сарабьянов, посвящалась времени, когда была сделана попытка создания музеев современного искусства. О чем его вторая часть и почему выставка двухсерийная?
Вторая часть посвящена живописи авангарда, которая отправлялась в региональные музеи, чтобы освободить хранилища Третьяковской галереи и Русского музея. По сути своей это была уже ссылка. Хронология второй части охватывает период с 1917 года до начала 1930-х. Проект разбит на две части потому, во-первых, что пространство Еврейского музея такой роскоши — повесить сразу триста-четыреста работ — не позволяет. Во-вторых, собрать вместе вещи, которые активно «путешествуют» также и по другим выставкам, трудно.
Релиз обещает экспозицию забытых произведений известных, малоизвестных или совсем неизвестных художников авангарда.
В прошлый раз мы показывали весь цвет авангарда: Малевича, Машкова, Гончарову, Кандинского. Теперь будет больше забытых имен. Что касается направлений, речь пойдет о беспредметности, конструктивизме, позднем кубофутуризме, пуризме, школе Витебска и школе Матюшина. Из запасников региональных музеев извлечено много того, что никогда раньше не выставлялось. Но будут и звезды.
В прошлом году звучали полярные мнения по поводу способа развески работ на выставке. Какой она будет на этот раз и кто занимается дизайном экспозиции?
Состав кураторской команды проекта «До востребования» остается неизменным. Архитекторы выставки — Кирилл Асс и Надежда Корбут. После критических отзывов прошлого года в адрес шпалерной развески работ мы стояли перед выбором — либо остаться в рамках той же концепции, либо уйти в белый зал с чистыми стенками. Решили, что проект — это единое целое и его вторую серию покажем в той же стилистике. «Картина» останется ровно такой же, но с другим интерьером.
Какие вещи вы считаете хитами этой части проекта?
В первую очередь — «Этюд» Кандинского из Ярославля, две вещи Александра Родченко из Вятского музея, роскошную работу Любови Поповой. Стоит обратить внимание на такие имена, как Павел Мансуров и Валентин Юстицкий, известные, пожалуй, только специалистам по русскому авангарду. Мне очень нравится натюрморт Якова Паина из Екатеринбурга.
Будет ли на выставке скульптура?
Две. Одна из них — Михаила Матюшина.
Шагал будет?
Нет. Малевича тоже не будет. Зато будет Лисицкий. Больших имен мало.
Есть ли мечта сделать в Еврейском музее выставку Шагала?
Это уже не мечта, это планы. Пока не буду называть конкретной даты. Собрать вещи Шагала непросто. Во-первых, он весь «расписан» по выставкам на годы. Во-вторых, вещи хранятся во многих музеях. В-третьих, у Шагала сложные наследники. И потом, давайте будем откровенны: сколько выставок Шагала уже было в мире? Первая выставка Марка Шагала в Еврейском музее в России — очень серьезная заявка, и сделать ее средненькой нам бы не хотелось. В этом вся сложность. Мы готовы откладывать проект на столько, на сколько это нужно для того, чтобы получить красивый и качественный продукт.
Какова выставочная стратегия музея?
На данный момент утвержден выставочный план на пять лет вперед. У нас будет много тематических сборных проектов, долго собираемых и сложносочиненных. Многие из них анонсировать пока не имею права. Следующий проект, который мы будем делать вместе с Андреем Сарабьяновым, посвящен абстракции в России. Мечтаем о выставке художников объединения «Союз молодежи». Давно об этом говорим. Этой осенью будет Эль Лисицкий. Я считаю, если показывать первого еврейского художника в Еврейском музее, то начинать стоит не с Марка Шагала, а с Лазаря Лисицкого. Он всем угодил: мы считаем его русским, немцы — немцем, евреи — евреем. Лисицкий, кроме того, что международный, еще и междисциплинарный: архитектор по образованию, он был и фотографом, и дизайнером.
Ретроспектива?
Да, первая за много лет ретроспектива Лисицкого, совместный проект с Третьяковской галереей, который будет показан на двух площадках, у нас и в зале на Крымском валу. Тем не менее это две самостоятельные выставки. Третьяковка представит Лисицкого как конструктивиста и авангардиста, мы же — как художника, который добился успеха в самых разных областях. У нас будут проуны, фотография, театр, типографика, видеомонтажи — демонстрация разносторонности. Общий каталог и дизайнеры — Евгений и Кирилл Ассы.
Ожидаются ли в ближайшее время в Еврейском музее проекты-блокбастеры и соло-выставки громких имен?
Как куратору, мне не хочется делать только лишь соло-выставки. Интереснее раскрывать какие-то отдельные темы. Есть свежая договоренность с моим коллегой Полом Мурхаусом из лондонской Национальной портретной галереи, который был у нас куратором выставки Герхарда Рихтера, о выставке портретов художников, рисовавших друг друга. Сейчас мы ведем переговоры о совместном проекте с фондом Ива Кляйна. Несколько раз начинали коммуникацию с Синди Шерман, но та сильно «забукирована» вперед. Но переговоры продолжаем. Весной следующего года покажем выставку Софи Калль. У нас пока еще не было соло-выставки женщины-художницы еврейского происхождения.
Музею почти пять лет. За этот период осуществлено довольно много интересных и неожиданных проектов. Вы удовлетворены?
Не предполагала, что мы так далеко зайдем — поднимемся до проектов такого высокого уровня, до «До востребования», до Лисицкого. Считаю, что «До востребования» — серьезная научная работа, достойная мирового турне, это наш прорыв. Думаю, от нас никто не ожидал ни Аниша Капура, ни Герхарда Рихтера. Кстати, горжусь, что это была не очередная выставка Рихтера, а серьезный проект, который он сделал вместе с нами. Еврейский музей и центр толерантности в Москве — институция очень молодая, но через разные события уже узнаваемая. Программа просто наращивает свою мощь. Мы продолжим удивлять.