В сeнтябрe в Бeрлинe прoшлa aрт-ярмaркa abc — art berlin contemporary, прeдстaвляющaя актуальных европейских художников. Ее директор Майке Крузе, в 2014 году вошедшая в список 26 самых влиятельных женщин на европейской арт-сцене по версии портала Artnet News, рассказала в блиц-интервью ARTANDHOUSES об итогах смотра и художественной жизни немецкой столицы.
Майке, как и когда вы решили переехать в Берлин?
Мне всегда хотелось увидеть и изучить берлинское арт-сообщество изнутри. В 2001 году я начала работать для берлинского KW Institute for Contemporary Art и переехала в столицу.
Вы участвовали в развитии abc с первых дней начиная с 2008 года. Какие изменения произошли за последнее время?
abc стартовала как параллельная ярмарка к Artforum Berlin и была реализована благодаря общим усилиям нескольких галеристов. Из небольшого смотра она превратилась в международную ярмарку, цель которой — показать широкой аудитории позицию молодых современных художников.
Как прошла ярмарка в этом году?
По сравнению с прошлыми смотрами в этом году abc была более «концентрированной» — в ней приняли участие шестьдесят пять галерей. Мы расширили программу, добавив специальную возможность для гостей поучаствовать в эксклюзивном туре с художниками, выставленными на ярмарке, и узнать о работах и местах, которые особенно важны для их художественной практики. Сопровождает abc так называемая Gallery Night («ночь галерей»), когда в один вечер большинство берлинских галерей работают допоздна и открывают сезон новыми выставками.
Галеристы довольны результатами продаж?
Участники ярмарки знают, что рынок искусства Берлина еще довольно молод, и приходят с соответствующими ожиданиями. Основной для них является возможность представить работы новых художников широкой аудитории. В этом году мы получили много положительных отзывов о продажах и новых контактах с кураторами и директорами музеев, что не менее важно для галерей.
Как вы можете описать тип коллекционеров, посетивших abc?
abc остается локальной ярмаркой, притягивающей в первую очередь немецких покупателей. В этом году было много гостей из Южной Америки, США и Саудовской Аравии, к тому же растет число молодых коллекционеров из самого Берлина.
Что делает для вас Берлин особенным?
Берлин по-прежнему держит за собой позицию города, способного предложить художникам наилучшие условия для работы. Это город художников! В последние годы ускоренно развивается и рынок искусства, новые коллекционеры переезжают в Берлин, молодое поколение начинает покупать — появляются деньги. Город переживает значительный экономический рост, и я уверена, что этот факт положительно скажется на всех сферах искусства.
Ходят слухи, что некоторые галереи, например Galerie Gebrüder Lehmann, Croy Nielsen, ZINK, VeneKlasen Werner, планируют покинуть Берлин. Как вы думаете, в чем причина?
Что касается упомянутых галерей, то я уверена, что причины имеют исключительно частный характер. В настоящее время судьбу галерей усложняет новый закон, так называемый Kulturschutzgesetz, из-за которого выросли налоги на продажу и покупку искусства.
Каким вам видится Берлин на карте мирового арт-сообщества в ближайшие пять лет и насколько эти изменения затронут свободу художественной практики?
Берлин, безусловно, останется городом творческой свободы. Здесь каждый вернисаж — это возможность встретить кураторов, критиков и художников со всего мира! Но, как я упоминала ранее, рынок занял важную роль в развитии города. А это значит, что позиции галерей укрепятся и на международном уровне, из чего следует, что у художников появится еще одна причина выбрать Берлин.