Президент Shapiro Auctions: «На аукцион берем треть из того, что предлагают» • ARTANDHOUSES

Eвгeний Шaпирo — учрeдитeль и прeзидeнт aукциoннoгo дoмa Shapiro Auctions, кoтoрый вeдeт свoю дeятeльнoсть с 2007 гoдa. Дoм специализируется на русском искусстве самых разных периодов — от классики до современности — и является единственным в США с подобной специализацией. Кроме того, Шапиро является членом совета директоров Американской ассоциации оценщиков, а также аккредитованным членом Международного общества оценщиков. В беседе с ARTANDHOUSES он рассказал о работе на рынке русского искусства, где он ищет произведения для своих аукционов, рекордах и неожиданных открытиях.

Вы проводите аукционы только в США. Где ищете объекты для торгов?

Основными источниками русского искусства являются частные коллекции в США, Европе, Аргентине, Бразилии, Израиле, Канаде и Скандинавии. Есть разные причины, из-за которых оно оказалось за границей. Во-первых, многие русские художники работали за границей или продавали свои произведения там в течение своей жизни. Во-вторых, как известно, масса авторов эмигрировала после революции 1917 года. Ну и после Второй мировой войны богатые американцы покупали много русского искусства по выгодным ценам.

Были ли в вашей практике неожиданные находки и открытия?

Нам приходилось работать с очень интересными коллекциями. Не так давно нам на аукцион была представлена работа, на которой была изображена римская богиня Диана. По мнению владельца, картина была выполнена австрийским художником Иоганном Батистом Лампи. Однако при более тщательном изучении картины мы обнаружили, что она, скорее всего, принадлежит русскому мастеру эпохи рококо Владимиру Боровиковскому.

Дело в том, что Лампи действительно часто изображал Диану на своих картинах: нам удалось найти практически идентичный портет тому, который был представлен нам, в коллекции итальянского музея Кастелло и отчетливо подписанный Лампи. Австрийский художник был одним из учителей Боровиковского, а в то время повторять работы мастера было популярной практикой среди студентов. Поэтому, несмотря на очевидное сходство двух портретов, но принимая во внимание разную технику выполнения работ, мы в конечном итоге отнесли авторство русскому художнику. Скорее всего, данный портрет был выполнен Боровиковским в его ранние годы, когда мастер еще только шел к своей популярности.

Александр Самохвалов
«Девушка в интерьере»
1940

Какие самые редкие вещи вам удавалось заполучить на свои аукционы?

Среди самых редких предметов — это ранние экземпляры советского агитлака. Большинство из них было создано в период между Первой и Второй мировыми войнами, и всего несколько после окончания Второй мировой. То есть они достаточно редкие.

Случались ценовые рекорды на Shapiro Auctions?

Мы установили целый ряд ценовых рекордов, включая бронзы Михаила Шемякина и агитлак. Уникальный пример сталинской пропаганды — настольный набор   из пяти предметов 1931 года, на котором пионеры перевоспитывают Бабу-Ягу и других персонажей русского фольклора в образцовых членов советского общества, был продан нами за $305 тысяч, что стало мировым рекордом в данной категории.

Н. Зиновьев
Кабинетный подарочный сет с колодой   игральных карт «Пионеры перевоспитывают Бабу-Ягу и злых духов»
Палех
1931

Кто дает атрибуцию работам из американских и других коллекций?

Специализация наших сотрудников охватывает широкий спектр художественных направлений, включая европейское и американское искусство. Мы всегда тщательно изучаем все работы, которые предлагаются нам на аукцион, проверяем провенанс, сверяем их с каталогами-резоне. Если у нас все же есть сомнения или информации относительно работы недостаточно, то мы связываемся с ведущими экспертами по каждому конкретному художнику — это могут быть искусствоведы и кураторы специализированных музеев, члены семьи художника или же сам художник.

Часто попадаются подделки?

Честно говоря, мы принимаем примерно треть работ, если не меньше, которые предлагают нам на аукцион. И основная причина тому — наши сомнения и отсутствие уверенности в атрибуции этих произведений.

Юлий Клевер  
«Поздняя осень»
1912

Каковы наиболее важные тенденции на рынке русского искусства сегодня?

Основные тенденции русского сегмента соответствуют другим крупным областям арт-рынка — большая часть интереса и больших денег приходится на модернизм и современное искусство. В области модернизма, определяемом периодом с 1900 по 1950 год, растет интерес к живописи и декоративно-прикладному искусству социалистического реализма. Мы видим это по результатам самых разных аукционов, а также по тому, что выставляют коммерческие галереи на ярмарках. После последних торгов Sotheby’s и Christie’s, где были очень хорошо проданы работы Чашника и Родченко, а также был большой интерес к искусству 1920–30-х годов, вновь заговорили о новом подъеме рынка русского искусства. Отчасти это вызвано обновленным русским национализмом, но, на самом деле, это часть глобальной тенденции — общемирового интереса к искусству модернизма.

Кроме того, 2017 год — это год 100-летия русской революции, что способствует росту интереса к искусству советской эпохи. Например, в Лондоне в Королевской академии проводят большую выставку «Революция: русское искусство 1917–1932», которая делает эту область еще более актуальной. Русское искусство этого времени было всегда популярным, но сейчас стало популярным более чем когда-либо. И, как я уже говорил, это происходит на фоне нового национализма, новой гордости русских за то, что их страна является сильной державой. Тем не менее лучшие произведения русских классиков XIX века остаются невероятно популярными и продаются за очень высокие цены. По-прежнему самыми дорогими и востребованными художниками являются Поленов, Айвазовский и Маковский. Их картины легко продаются за более чем $1 млн.

Гавриил Кондратенко
«Отдых у моря»
1894

Что происходит со средней ценовой категорией?

Этот сегмент пострадал во время кризиса больше всего. Он включает произведения, которые не были лучшими работами ведущих художников, и очень хорошие работы малоизвестных авторов. В этом среднем сегменте арт-рынка, где стоимость не превышает $100 тыс., в каком-то смысле теперь стало сложнее продавать, чем произведения за миллион. Состоятельные люди хотят покупать только лучшие произведения искусства, они хотят «трофеев». Средний сегмент не имеет достаточного количества покупателей — миллиардеров не интересует такое искусство. В то же время «средний» российский миллионер должен сосредоточить свои финансовые ресурсы на сохранении своего бизнеса в период кризиса и просто не может покупать предметы искусства.

Олег Целков
«Спортсмен»
1995

Как исторически складывался русский рынок?

После дефолта 1998 года начался реальный рост цен на русское искусство. В 2000-м году цены всё еще были довольно низкими, но когда цены на нефть начали расти и российская экономика начала вставать на ноги, то начиная с 2001 года цены на русское искусство динамично выросли. Они достигли своего апогея в конце 2008 года, когда произошел скандал с Solomon Brothers.

Если вы посмотрите на цены русского искусства в июне 2008 года — это было сумасшествие. Всё   русское уходило на торгах за бешеные деньги, эстимейты превышались в пять-шесть раз. Даже предметы среднего ценового диапазона приносили приличные деньги. Лондонская «русская неделя» аукционов в 2007 году легко продавала на £100 млн с четырех аукционов — Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s. В то время как сегодня эти же дома едва ли могут наторговать на £20 млн.

После краха 2008 года произошел спад в экономике, и покупка произведений искусства была одной из первых статей, которая попала под сокращение в листе расходов многих потенциальных покупателей. Для супербогатых однако это совсем другая история. У них всегда есть деньги, что бы ни случилось с экономикой. После преодоления кризиса по русскому арт-рынку и коллекционерам ударили и антироссийские санкции Запада в 2014 году, и падение цен на нефть, и девальвация рубля.

Сегодня уже не существует широкой базы коллекционеров русского искусства, как это было до 2008 года. Однако некоторые сегменты рынка — например, произведения Фаберже, русский авангард и современное искусство — всё еще сохраняют привлекательность.

В целом же большинство сегментов рынка русского искусства интересны только россиянам и поэтому имеют очень узкий круг почитателей — взять, например, русские иконы или нонконформистское искусство советской эпохи. Русские классики XIX века также мало известны на международном уровне, но они являются «святым Граалем» для богатых российских коллекционеров, но их мало на рынке.