Елена Гагарина о собрании Кремля, выставках Bvlgari и коллекции Халили • ARTANDHOUSES

Музeи Мoскoвскoгo Крeмля — oдин из стaрeйшиx музeeв в Рoссии, oн был oснoвaн пo укaзу импeрaтoрa Aлeксaндрa I в 1806 году, и с самого начала в его коллекции были вещи, связанные с жизнью и правлением русских царей и императоров — государственные регалии и документы, посольские дары, коронационные костюмы, драгоценности.

Коллекции музея и временные выставки сегодня демонстрируются в уникальных памятниках архитектуры, однако вскоре всё изменится: экспозиции переедут в новое пространство — Средние торговые ряды на Красной площади и наконец выйдут за пределы кремлевской стены.

Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина рассказала ARTANDHOUSES о новом здании на Красной площади, пополнении коллекции, мече Васко да Гамы и выставке Bvlgari.

У вас сейчас проходит выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», сложно ли было ее организовать и как удалось привези такие редкие экспонаты?

У нас с французским музеями традиционно очень хорошие отношения. Семь лет назад главные российские музеи участвовали в Лувре в выставке «Святая Русь», куда отправили свои самые лучшие и ценные экспонаты. В качестве ответного шага французы не могли не предоставить нам свои выдающиеся произведения, многие из которых путешествуют с большими сложностями. Другой вопрос, что не все вещи этого периода вообще могут покидать пределы страны — в частности, резная кость, очень хрупкий материал. Мы были бы счастливы ее получить, но это было невозможно из соображений сохранности. Ценность показа этой выставки еще и в том, что вещей XIII века вообще осталось не так много, тем более связанных с одним из главных монархов христианских реликвий. Это предметы, которые путешествуют крайне редко. А витражи Сент-Шапель вообще впервые покинули Францию.

Что нас ждет еще в этом сезоне?

Это выставки «За гранью воображения. Произведения японского искусства конца XVIII —начала ХХ века из коллекции профессора Халили», на которой мы покажем не только кимоно, в том числе церемониальные, но и лучшие японские эмали выдающихся мастеров этого периода. Также будет выставка «Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI–XVIII веков», которая покажет Португалию того периода, когда она имела огромное влияние на весь мир. В ней участвуют около двадцати музеев и частных собраний, поскольку португальцы не отличались тщательным хранением своих вещей и некоторые из них можно найти сейчас только в частных коллекциях. В нынешнее время привезти экспонаты из разных мест очень непросто, это проект сложный и дорогой.

Кимоно для сна
Япония
1780-1830 гг.
© KFT

Что там можно будет увидеть?

Не самый красивый, но важный экспонат — меч Васко да Гамы. Ряд интересных документов.

А самый красивый?

Самое красивое — барочное серебро, сделанное в таком помпезном стиле, действительно очень роскошное. В России всё-таки любят барокко, не культуру минимализма. Будут вещи, сделанные с использованием элементов других культур, — португальско-индийские, португальско-японские, португальско-китайские, и это очень необычно и привлекательно. Я думаю, проект будет пользоваться успехом.

Кубок
Индия, Гоа
первая половина XVII в.
Музей Востока, Лиссабон

У вас были эффектные выставки, связанные с ювелирным искусством, планируете ли вы продолжать этот цикл?

Да, на следующий год мы планируем выставку ювелирного дома Bvlgari. Так что будем наслаждаться.

Музеи Московского Кремля не так много проводят сейчас выставок за рубежом, с чем это связано?

Наши выставки делать сложно. Нужно специальное оборудование, они очень дорогие по страховке, не все могут себе их позволить. Конечно, многие хотели бы получить подобную эффектную выставку. Но, когда речь заходит о стоимости страховки и транспортировки, это отрезвляет. Сейчас Европа находится в затяжном экономическом кризисе, а с США у нас эмбарго в связи с так называемым делом библиотеки Шнеерсона. При этом обмен музейными специалистами, к счастью, продолжается. Кроме того, мы не можем выдавать вещи в те страны, где нет стопроцентного законодательного иммунитета наших экспонатов от претензий третьих лиц.

Сундучок
Индия, Гуджарат
XVII в.
Музей Востока, Лиссабон

Музеи Московского Кремля переживают сейчас важный этап, связанный со строительством музейного центра в Средних торговых рядах. Расскажите, пожалуйста, про этот проект.

Средние торговые ряды — сложный объект, исторически совершенно не приспособленный для того, чтобы показывать там экспозицию, так как в этом здании маленькие помещения, к тому же с колоннами, неровным уровнем полов. Бюро «Меганом» сделало очень интересный проект: внутри исторического каре, во внутреннем дворе, встраивается новый объем, который соединится с историческими стенами мостиками. При этом, чтобы не заставлять посетителей ходить по переходам и пользоваться лифтами, мы делаем основную экспозицию на одном уровне, захватывая и историческую, и новую части. Там также будут два зала для временных выставок, большая зона приема посетителей, залы для занятий и лекций, где можно будет показывать кино. Такого рода образовательные программы сейчас пользуются огромным спросом — у нас читают лекции и преподаватели ведущих вузов, и коллекционеры, и зарубежные исследователи. Это, мне кажется, важное, хорошее и нужно дело, которое надо развивать. Но сейчас, к сожалению, развивать его пока негде. У нас есть только один лекционный зал в полуподвальном помещении на Манежной улице.

Проект «Меганом» для Музеев Московского Кремля в Средних торговых рядах, @Меганом

Что останется на территории Кремля, а что переедет?

В Кремле останутся государственные регалии, ордена, в Патриаршем дворце мы планируем сделать постоянную экспозицию, посвященную истории патриаршества, а также восстановить интерьер церкви Николы Гостунского в Филаретовой пристройке колокольни «Иван Великий». Всё остальное, включая коллекцию оружия, Фаберже, стекла, тканей и костюма, будем показывать на Красной площади. После переезда планируем закрыть на реставрацию Оружейную палату. Но основные вещи, которые должны находиться в Кремле, будут доступны посетителям на временном экспонировании в Средних торговых рядах, ведь мы не можем лишить нашего зрителя, например, шапки Мономаха. Сейчас посетители Музеев Московского Кремля видят примерно пятую часть из нашего собрания, насчитывающего сто шестьдесят тысяч экспонатов. Надеюсь, что после открытия комплекса на Красной площади будет демонстрироваться значительно больше.

Кабинет переносной (контадор) в стиле намбан
Япония
конец XVI — начало XVII в.
Музей Востока, Лиссабон

По какому принципу будет организована новая постоянная экспозиция?

Правильнее будет показывать коллекцию тематически, а не хронологически. Но некоторые отступления, наверное, мы себе позволим. Есть коллекции, которые нуждаются в том, чтобы их показали отдельно. Например, византийское искусство.

Приглашали ли вы какую-то компанию для разработки проекта экспозиции?

Лучше, чем мы сами, концепцию никто не напишет. Это всегда очень сложная работа и сотрудников музея, и архитекторов, и дизайнеров, которые занимаются выставочными площадками. Только что группа наших сотрудников совершила путешествие по ведущим европейским музеям, которые были открыты после реконструкции. Цель такой поездки — понять, каких ошибок можно избежать и как лучше представить коллекции. Я думаю, что это очень полезно.

Традиционные японские стремена в стиле намбан  
конец XVI — начало XVII в.
Музей Востока, Лиссабон

Нужно ли вам в связи с открытием музейного комплекса дополнить свои коллекции какими-то предметами? Если да, то не могли бы вы о них рассказать?

Нашу коллекцию сложно пополнять, потому что она связана с жизнью императорского двора, и все вещи очень специфические. Мы достаточно редко что-то покупаем. Стараемся пополнять коллекцию Фаберже и различных ювелиров этого времени, потому что сейчас это еще возможно и пока что доступно. И коллекция востребованная, мы много делаем выставок такого рода. И всё это мы делаем на деньги, заработанные музеем, не бюджетные и не спонсорские.

Фигура гуся, Япония, около 1880-1885 гг., предположительно изготовлена в мастерской Намикавы Сосукэ, © KFT
Поднос, Япония, около 1900 г., изготовлен в мастерской Намикавы Сосукэ по рисунку Огаты Корина, © KFT

Не планируете ли вы по случаю открытия Средних торговых рядов вновь объединить коллекцию Фаберже Музеев Московского Кремля и ту, что была приобретена Виктором Вексельбергом, — самые представительные в мире собрания ювелира?

Зачем? У нас всего достаточно. Это же открытие нового здания Музеев Московского Кремля, а не здания для коллекции Вексельберга. Это совершенно разные истории. Конечно, открывать музей нужно ударным проектом, и мы думаем об этом. Мне кажется, было бы правильно, чтобы первая выставка была связана с русской историей, а затем можно делать и другие проекты, о мировой культуре и искусстве, как это происходит сейчас.

Когда музейный центр примет первых посетителей?

По документам всё должно быть закончено к концу 2019 года, и тогда в 2020 году мы сможем переехать.

СохранитьСохранить

СохранитьСохранить