Маргарита Пушкина: «Во мне живет азарт первооткрывателя» • ARTANDHOUSES

Кoллeкциoнeр, диплoмирoвaнный истoрик искусствa и oснoвaтeль мoскoвскoй мeждунaрoднoй aрт-ярмaрки   COSMOSCOW Мaргaритa Пушкинa   рaсскaзaлa   ARTANDHOUSES o свoeй кoллeкции сoврeмeннoгo искусствa, уверенности в себе, новых собирателях и ценах на молодых художников.
Вы почти четыре года делаете COSMOSCOW, чем, бесспорно, оживляете наш арт-рынок. Но ярмарка проходит раз в году. В остальное время — редкие аукционы современного искусства. Как наш рынок чувствует себя сейчас, по вашему мнению?

Это сложный вопрос. Я понимаю, почему мне этот вопрос задают, но, по большому счету, мы же не на передовой рынка, потому что мы организуем лишь некую платформу для коммерческих галерей. И этот вопрос, скорее, к галеристам, к тем, у кого что-то происходит в   течение года. И во время ярмарки все сделки и все общение происходят непосредственно между галереями и коллекционерами, покупателями, потенциальными клиентами. Мы со своей стороны создаем условия.

Можно сказать, что если галереи есть и продолжают работать, то какое-то движение есть.

Да, безусловно.

Появляются ли новые коллекционеры? Или все-таки это в основном собиратели со   стажем и случайные люди, которые ищут что-то для украшения интерьера?

Любой коллекционер, которого мы можем с уверенностью назвать именно коллекционером, в какой-то момент осуществлял первые шаги. В большинстве случаев это был поиск искусства, чтобы украсить дом или офис. И с этого начинается коллекция и интерес. Но что касается новых людей, могу с уверенностью сказать, что они есть! Это и исходя из моих наблюдений у   нас на ярмарке, и просто по моим разговорам со многими людьми, друзьями в том числе.

Сейчас, когда я стала профессионально заниматься ярмаркой, я вижу, что даже ближнее окружение совсем по-другому меня воспринимает, задает вопросы, начинает интересоваться современным искусством. Есть приятный тренд, что современное искусство сейчас становится более популярным направлением в области арта по разным причинам. Во-первых, потому, что российские люди действительно постепенно открывают для себя новые вещи. Во-вторых, потому, что в Москве много всего происходит. И накапливаются впечатления, знания, формируется более осознанное отношение. Это происходит и благодаря музеям, в частности, «Гаражу», такому модному месту силы.

Например, в этом году, после ярмарки, слышала много мнений от галеристов, которые говорили, что случился некий в их представлении качественный сдвиг. Он связан с тем, что приходила новая публика, задавала заинтересованные вопросы, спрашивали про художников. Это очень важный момент, что люди, как минимум, не стесняются и интересуются уже более глубоко тем, что происходит в области современного искусства.

Павел Пепперштейн
«Небоскреб Черный Куб (Malevich Tower)»
Проект «Город Россия», 2007

Не раз слышал высказывания потенциальных покупателей о некоем пороге страха перед покупками в галереях и на аукционах. Как по-вашему, можно ли его преодолеть?

Я считаю, что одна из важных функций галеристов — это все-таки создать круг, условно, друзей галереи, людей, которые общаются, приходят на вернисажи. Некоторые галеристы, может быть, со мной не согласятся, но таково мое мнение. Я вижу, что так функционируют известные галереи на Западе, и это правильно. А страх, я думаю, существует просто потому, что актуальное искусство часто многим людям кажется непонятным.

Оглушающим аукционными ценниками в миллионы долларов…

Да. Согласна, что такой момент наверняка тоже есть. Для делающих первые покупки это, в   том числе, и момент новизны… Я вспоминаю свои первые шаги давным-давно. Я, правда, не   стеснялась общаться. Наоборот, постоянно ко всем приставала с вопросами. Например, к   основателю галереи XL Лене Селиной, с которой у нас так родилась близкая дружба.

Сначала человеку трудно разобраться, но это не значит, что это невозможно. Это все-таки требует определенного труда, интереса и времени.

Это зависит, очевидно, и от атмосферы, которую создают сами галеристы.

Согласна!

Потому что в любой западной галерее тебе как минимум улыбнутся и с тобой поздороваются, чего не скажешь о большинстве московских.

Мне улыбаются!

Это прогресс! Но вас-то знают уже все.

Галеристы вообще очень приятные люди. Их число растет, появляется молодое поколение, которое приходит с желанием внести свой вклад в область современного искусства. Собственно, и поэтому тоже мы делаем ярмарку.

Наталья Стручкова
«Futurussia»

Для обучения хорошим манерам?

Нет, ну чтобы у людей была еще одна приятная возможность в непринужденной обстановке прийти познакомиться с галеристами и художниками, хорошо провести время.

Коллекции порой начинаются с каких-то не очень громких имен. Как правило, работ молодых художников. По вашему мнению, сколько должны стоить работы молодых начинающих авторов?

Хотела обратить внимание на то, что не обязательно коллекции начинаются с недорогих или молодых художников. Все зависит от финансовых возможностей, бэкграунда, возраста. Например, 30-летние сегодня совсем другие. Сейчас новое поколение коллекционеров — это люди с финансовыми возможностями, которые, например, отучились на Западе, и у них к современному искусству и коллекционированию совершенно другое отношение. Для них это все более естественно. А те кто старше, родом из СССР, для себя эти вещи вынуждены объяснять, осмыслять.

Сергей Сапожников
«Без названия», 2006

Что касается ценообразования в области современного искусства, то это вопрос трудный. Молодые художники, безусловно, не должны быть слишком дорогими просто потому, что есть некий логический путь. Это должны понимать и сами галеристы. Потому что поддержка молодых художников — это процесс, связанный с продюсированием. Галерист открывает для себя молодые таланты и должен иметь терпение и веру в то, что сам художник станет известным, и цены на его работы постепенно вырастут. И это процесс очень затратный, непростой, но он логичный. Поэтому у нас все-таки с ценами на молодых русских художников все более-менее справедливо и понятно. Они стоят пока не очень дорого.

Каков примерный диапазон?

Ценовой диапазон может быть, наверное, от €500 и выше. Это зависит от того, какие материалы или медиа художник использует. Потому что скульптура всегда стоит дороже, так как   процесс производства более дорогой. Потолок для молодых — €10 тысяч, я считаю.

Трейси Эмин
«Blinding», 2008

Помните, за сколько первую работу в свою коллекцию купили?

Кажется, в районе €500.

Это было в Москве?

Да, в одной галерее, картину Михаила Рудакова. Еще я покупала Игоря Кислицына, самобытного хорошего художника 1970-х из неофициальных, которым ни одна галерея не занимается. Сейчас, правда, этот период меня не очень интересует.

Работы до сих пор с вами?

Да, висят в загородном доме.

Сегодня какие самые ценные работы в вашей коллекции?

Смотря как оценивать. Например, в моей коллекции есть работа Павла Пепперштейна из серии «Город Россия». У нее богатая выставочная история, она участвовала в проектах Tate Modern, New Museum в Нью Йорке. Или, например, неоновая работа Трейси Эмин. Она была приобретена еще до того, как Трейси Эмин представляла Великобританию на Венецианской биеннале. Это неон более ранний и редкий.

Эмин покупали в Лондоне?

В галерее White Сube.

Владислав Мамышев-Монро
«Уорхол», 2005

Какие ощущения испытывали, когда покупали? Были ли сомнения в эмоциональности покупки, или вы осознанно к этому шли?

Я шла к этому осознанно. Параллельно у меня была другая ответственность: я начала работать в банке «КИТ Финанс», заниматься корпоративной коллекцией современного искусства. К тому времени довольно много всего накупила для себя. Уже в момент старта корпоративной коллекции у меня была такая приятная уверенность, когда ты не сомневаешься в том, что покупаешь.

Сергей Шеховцов
«Елка», 2010

Вы регулярно посещали крупнейшие арт-ярмарки — Art Basel, Frieze… Помните свой первый визит? Как не растеряться среди огромного центра с тремя сотнями галерей? Как сфокусироваться?

Даже будучи историком искусства, ты понимаешь, что эрудицию в области актуального искусства зарабатываешь ногами. Ты должен ходить везде и смотреть – от биеннале и ярмарок до вернисажей в галереях и музеях. Знание истории искусств тебе помогает. Дает некий фундамент, на который ты опираешься. Но в области актуального искусства, чтобы разобраться с правильными галереями, именами, крупная международная ярмарка — правильное место, куда стоит поехать. Потому что там как раз куются имена в процессе. Кругом голова не шла, я ходила, как на работу, каждый день. И все стенды буквально прочесывала. Я не могу объяснить сейчас почему, я боялась что-то пропустить. Наверное, у меня был такой процесс накопления опыта, эрудиции в этой области. Я так очень много актуальных художников узнала.

Юрий Шабельников
«Конец», 2006

Если честно, я не торопилась тогда совершать какие-то покупки. То есть я покупала, но мне надо было сначала понять, что мне нравится то, а не это. Потому что рынок современного искусства предлагает людям очень много всего. Из этого выбрать непросто. Поэтому я сначала поглощала информацию, а потом уже начала действовать.

У вас довольно эклектичная коллекция: есть и русские художники, много западных. Возможно сформулировать, что сейчас нравится вам, направление вашего собрания?

Определить в нескольких слова сложно. Я покупаю то, что мне нравится, включая, например, видеоарт. Но вот это «нравится» — всегда на основании того, что я видела и знаю. Сейчас я ощущаю очень приятное волнение, когда я знаю, что мне нравится конкретный художник и я могу себе его позволить. Но если спросят, кто ваш любимый художник, то ответить не смогу.

Семен Файбисович
Из серии «Помойка», 1988

Нравятся многие молодые авторы. Во мне живет азарт первооткрывателя. С большинством молодых, которые попадают в мою коллекцию, мы общаемся, в том числе и по поводу нашей ярмарки. Потому что у нас очень много проектов, связанных с молодыми. Я сама их поддерживаю, оплачиваю мастерские художникам, продакшен работ. Мне кажется, это один из приятных моментов. Они приходят к нам, делятся своими планами. Мы интересуемся их портфолио, готовим патронские выставки. Ищем им патронов. Это тоже целая отдельная история. В рамках которой мы много с ними общаемся и многое о них узнаем.

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов
«Манекены», 2005

Свою галерею не думали открывать?

Действительно, были такие мысли. Я бы с удовольствием этим занималась, если бы не ярмарка, потому что это глобальный проект, он сейчас отнимает все силы, время, мысли.