Орели Жюльен: «Коллекционный дизайн характеризуется высоким градусом эмоций» • ARTANDHOUSES

Oснoвaтeль кoнсaлтингoвoй кoмпaнии Aurelie Julien Collectible Design   Oрeли Жюльeн выступилa в Мoсквe с лeкциeй, oбъяснив, чем промышленный дизайн отличается от коллекционного, по художественным качествам давно сравнявшегося с искусством.

Оживлением на аукционах, возросшим спросом на предметы, подписанные знаковыми дизайнерами, выпуском собственных мебельных линий архитекторами объясняется потребность в новых экспертах. Сегодня таких специалистов пока немного, а эксперты мирового уровня нарасхват. Орели Жюльен*   одна из них.

Courtesy Aurelie Julien Collectible Design
фото: Adrien Milliot

ARTANDHOUSES удалось побывать на лекции мадам Жюльен и зафиксировать некоторые тезисы:

Когда возник коллекционный дизайн

Родоначальником считается шотландский архитектор Чарльз Ренни Макинтош. К 1897 году, времени основания им Школы искусств Глазго, наметилось сближение ремесла краснодеревщиков, ранее и проектировавших, и производивших мебель, с творчеством дизайнеров и декораторов. В 1903 году на сцену выходит архитектор Йозеф Хоффман, законодатель моды и вкуса в довоенной Европе. «Венские мастерские» воплощали в жизнь самые непредсказуемые дизайнерские идеи, производя уникальные предметы мебели и посуды, цены на которые поддерживались не менее уникальные. «Если мы не можем работать для всех,   — говорил Хоффман,   — давайте работать для тех, кто может себе это позволить». В 1915 году Казимир Малевич провозглашает супрематизм. Цвет и узор, не без влияния Пита Мондриана, становятся неотъемлемой частью современного дизайна, значительный прорыв в котором осуществляют звезды школы Баухауз.

В 1929 году Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере представляют на суд зрителей мебель для «внутреннего оборудования жилья», заявив, что дизайнерские вещи должны производиться промышленными сериями с использованием актуальных материалов, а именно: металла, искусственного мрамора, кожи и кожзаменителя, ДСП. Увы, не всегда идеи совпадали с техническими возможностями тогдашней промышленности. Война остановила все творческие процессы. Но нет худа без добра. Вторая мировая война позволила промышленности, а с ней и дизайну, выйти на новый качественный уровень.

Великие дизайнеры, материалы и цены

Финский архитектор Алвар Аалто экспериментировал с прессованной ДСП. Итальянский дизайнер Карло Моллино довел технологию сгибания фанеры до уровня искусства, всякий раз производя предметы мебели в единственном экземпляре. Джо Коломбо, яркий представитель футуристического направления, создавал не просто мебель, а целые комплексы жилого оборудования.

Приглашенный оформлять апартаменты президентской четы Помпиду в Елисейском дворце француз Пьер Полен слыл непревзойденным творцом всего того, на чем сидят. Его кресла до сих пор — образец удобства.

Cтулья Пьера Полена в Елисейском дворце

Великий Джино Сарфатти спроектировал более 400 светильников. Многие из них послужили отправной точкой для создания целых серий современных моделей.

Настольная лампа Джино Сарфатти

Если стул классика модернизма Жана Пруве из дубовой фанеры был произведен огромными партиями и стоил не более 150 франков, то сегодня каждый экземпляр продается по цене от 5 до 10 тыс. евро.

Шезлонг из алюминия Lockheed Lounge австралийского дизайнера Марка Ньюсона в 2015 году был продан на аукционе Phillips за 2,5 млн фунтов.

Никто из тех, кто сегодня считается иконами дизайна, не предполагал, что созданные ими предметы будут столь баснословно дорогими, но качество этих вещей сделало их бесценными экземплярами.

Переход от промышленного к коллекционному

Этот процесс стартовал в начале 1970-х годов. По яркости творческих решений промышленный дизайн во многом уступал коллекционному. Однако Филипп Старк уверен, что дизайн — это, прежде всего, чувство юмора и удовольствие, которое люди себе доставляют. Нет денег? ОК. Пусть зубная щетка в ванной будет приятна глазу. Его знаменитая соковыжималка Juicy Salif функциональна и эргономична, и притом очень забавна.

Juicy Salif Филиппа Старка

Лампа Lucellino Инго Маурера — больше романтический предмет, чем просто светильник.

Кресло Proust   — визитная карточка Алессандро Мендини   — было сделано дизайнером сперва из мрамора и уже потом из дерева и ткани. Безусловно, вещь музейная, коллекционная.

Кресло Proust Алессандро Мендини

В своем подходе к работе с материалами Мартен Секели, один из самых чтимых сегодня дизайнеров, ближе к скульптору. Француза с венгерскими корнями куда больше волнует «скульптурность» предмета, чем удобство. Модельер Рик Оуэнс теперь тоже увлекся производством мебели.

Стол MAR Мартина Секели

Сегодня коллекционный дизайн все дальше от промышленного производства, что во многом связано с появлением галерей, позволивших художникам творить свободнее. Галереи способствуют появлению так называемой «функциональной скульптуры». Термин, который наиболее точно выражает суть.

При индивидуальной работе материалы обходятся зачастую дешевле, чем когда бы их производили промышленным способом. Самовыражаясь, дизайнер лишен обязательств создания удобных предметов. Для него это своего рода профессиональный вызов. Возврат к искусству, ремеслу, а также синтез ручного труда и современных технологий на сегодняшний день — основной тренд.

Лампа Lucellino Инго Маурера

О тиражировании

Важно понять, что коллекционный дизайн характеризуется высоким градусом эмоций. Сейчас, когда производится так много предметов обстановки, для людей коллекционирующих важно ощущение исключительности. Итак, тиражирование. В скульптуре XVII века было принято за основу число 12, ставшее классическим. То есть 4 экземпляра, произведенные самим скульптором, плюс 8 отливок формы. Мы решили от него не отходить и в предметах коллекционного дизайна, производя ограниченные серии. Также существует практика спецзаказов под конкретное пространство. К примеру, архитектору нравится люстра, но она маловата для помещения, которое он спроектировал. Тогда дизайнеру высылается проект с размерами, и он работает с ними.

 

*Орели Жюльен, выпускница парижской школы Друо (Drouot Formation. La Grande École du Marché de l’Art) Работала в США, стране, являющейся основным потребителем коллекционного дизайна. С момента основания в 2006 году до недавнего времени возглавляла парижскую галерею Carpenters Workshop Gallery, представляющую работы таких дизайнеров, как Марк Ньюсон, братья Кампана, Мартен Бас, Начо Карбонелл, Studio Job, Ингрид Донат, Мартен Секели. По сей день Орели Жюльен является ее куратором.  

Компания Aurelie Julien Collectible Design ведет первую мебельную линию Жозефа Дирана, представляет Изабель Станислас и Bismut & Bismut. Среди последних проектов — запуск мебельной линии американского кутюрье Вирджила Абло.