Жоана Вашконселуш: «Если вам нечего добавить, это не должно существовать» • ARTANDHOUSES

Жoaнa Вaшкoнсeлуш — oднa из сaмыx яркиx eврoпeйскиx xудoжниц. Любимицa кoллeкциoнeрoв и курaтoрoв клaссичeскиx музеев, сорокачетырехлетняя португалка, родившаяся в Париже, стала известна широкой публике в 2005 году. Тогда ее инсталляция «Невеста», огромная восьмиметровая люстра в неоклассическом стиле, сделанная из металла и «подвесок» из двадцати пяти тысяч тампонов, была выставлена в зале средневекового палаццо на Венецианской биеннале. Эта своеобразная ода феминизму стала хитом выставки, но настоящая слава пришла позже, когда Жоана взялась за крючок и нитку с иголкой и стала оплетать национальным португальским кружевом всевозможные объекты, от гипсовых статуэток до роялей. А затем и шить взрывные цветастые облака, будто вылетающие из-под каблучков Мэри Поппинс. Многие ее подвесные инсталляции и получили имя сказочной няни, летающей на зонтике. И именно они уже в 2009 году украшали атриум палаццо Грасси, только открывшегося венецианского музея Франсуа Пино.

С тех пор ее сказочные объекты колесят по всему свету — от Версальского дворца в Париже, где она первой из женщин-художниц была удостоена ретроспективы, до Москвы, где ее знаменитое «сердце», сплетенное из пластиковых столовых приборов, показывали в «Гараже» как один из объектов коллекции того же Пино.

Ее новая масштабная выставка сейчас открылась в ARoS Aarhus Kunstmuseum в датском Орхусе. После открытия Жоана успела ответить на несколько вопросов ARTANDHOUSES.

Жоана Вашконселуш и ее   работа «True Faith»
2014
© Luís Vasconcelos/Cortesia Unidade Infinita Projectos

Прежде всего, поздравляем с открытием!

Спасибо.

Помните свое первое культурологическое впечатление? Повлияло ли это на ваше творчество в дальнейшем?

Начнем с того, что мне посчастливилось родиться в семье с безграничной и осознанной страстью к искусству. Мой отец был фотографом, мать училась декоративно-прикладному искусству. Дед держал антикварный магазин, а прабабка была художницей и играла на фортепиано. В общем, атмосфера всегда была располагающей.

Тем не менее я помню свое первое большое путешествие по Европе на поезде. Мне было семнадцать, и я была впечатлена, когда впервые живьем увидела «Джоконду» Леонардо и «Гернику» Пикассо. Не могу сказать, что они повлияли на меня в дальнейшем моем творческом поиске, но, несомненно, помогли накопить опыт, задуматься о влиянии искусства на человечество, о том, насколько важна «живая» встреча с произведением, а не рассматривание его на альбомных страницах. Все-таки в искусстве важно взаимодействие!

«Black Independent Heart», «Golden Independent Heart», «Red Independent Heart»
2004-06
Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

Кто и что вдохновляет вас? Кто главные люди в вашей жизни?

Вдохновение приходит от всего, что окружает меня, и людей, занимающих главное место в моей жизни — прежде всего семьи, которая всегда поддерживает меня.

Я поняла важность создания междисциплинарной команды, которая помогает делать мне большие произведения искусства. Это дает мне больше времени и свободы, чтобы быть независимой, думать, планировать свою работу и карьеру так, чтобы стирались географические границы и мое творчество было понятно в международном контексте.

В ваших работах всегда есть рукотворные элементы. Вначале вы всё делали сами? Своими руками?

Да! Но сегодня у меня есть команда, реализующая мои мысли и идеи. Хотя я и контролирую весь процесс от начала до конца: выбираю материалы и цвета, работаю с архитекторами над чертежами — в общем, делаю всё вплоть до упаковки работ для отправки на выставки.

«Lilicoptère»
2012
Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

Сколько сегодня людей помогают вам в работе над произведениями?

Сейчас постоянно в команде сорок пять человек, которые работают в разных отделах. Моя студия поделена на швейные мастерские, отделы инженерии и архитектуры (там творят чудеса — проводят эксперименты), прессы и коммуникации, производственные и финансовые.

У вас много масштабных инсталляций. Создание какого произведения заняло у вас наибольшее количество времени?

Самая трудоемкая работа — «Эдемский сад» (большая инсталляция с мерцающими цветами и растениями — ARTANDHOUSES). На ее производство и отладку ушло восемь лет — я очень придирчива в технических вопросах. Подобные ситуации возникают потому, что сложносочиненные произведения, связанные со светом и движением, требуют опытов, проб и ошибок до тех пор, пока лучшее решение не будет найдено.

«Marilyn»
2011
Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

В ваших работах сильны феминистические мотивы. Вы верите в победу феминизма и считаете себя феминисткой?

В широком смысле — да, я феминистка. Я всегда защищаю права меньшинств и выступаю за равенство для всех, независимо от пола, религии, возраста или религии.

По вашему мнению, в мире искусства всё еще правят мужчины или равноправие установилось?

Я думаю, что вообще весь мир все еще очень «мужской». Но мы достигли большого прогресса в вопросах равенства полов в прошлом веке, так что я с оптимизмом смотрю в будущее.

«Full Steam Ahead»
2012-2014
Photo Luis Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

Кураторы любят устраивать интервенции ваших работ в классические музеи. Они и правда очень органично туда вписываются. Вам это всегда нравится? Или вы предпочли бы другие пространства?

Это правда, моим работам очень подходят гетерогенные пространства, где они вступают в диалог с окружающими предметами. Но на самом деле я больше выставляюсь в современных пространствах, чем в исторических местах. Всё-таки считается, что современное искусство лучше смотрится и воспринимается в пространстве галерейного белого куба. Хотя мое мнение совпадает с вашим — мне кажется, что в Версале, например, мои работы смотрелись очень органично в барочной обстановке, обогащали друг друга смыслами.

«Call Center»
2014-15
Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

Как вы вообще относитесь к классическому искусству?

Когда-то оно тоже было современным!

Должны ли у художника быть амбиции?

Художник должен быть таким и делать то, что естественно для него. Тем не менее я считаю, что если вы художник, то должны стремиться к оригинальности. И если вам нечего добавить, то, возможно, это и не должно существовать.

Вы выставлялись уже во многих музеях, участвовали в Венецианской биеннале. Остались у вас еще профессиональные мечты?

О да! У меня всё еще очень много мечтаний и планов! В частности — о выставке в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. И я уже даже знаю, с какой работой выступила бы там.

«The Bride»
2001-05
Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

«War Games»
2011
Photo DMF, Lisbon
©Unidade Infinita Projectos

«Valkyrie Ran»
2016
Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

«Valkyrie Ran»
2016
Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos

Foto Luís Vasconcelos
Courtesy Unidade Infinita Projectos