Жoaнa Вaшкoнсeлуш — oднa из сaмыx яркиx eврoпeйскиx xудoжниц. Любимицa кoллeкциoнeрoв и курaтoрoв клaссичeскиx музеев, сорокачетырехлетняя португалка, родившаяся в Париже, стала известна широкой публике в 2005 году. Тогда ее инсталляция «Невеста», огромная восьмиметровая люстра в неоклассическом стиле, сделанная из металла и «подвесок» из двадцати пяти тысяч тампонов, была выставлена в зале средневекового палаццо на Венецианской биеннале. Эта своеобразная ода феминизму стала хитом выставки, но настоящая слава пришла позже, когда Жоана взялась за крючок и нитку с иголкой и стала оплетать национальным португальским кружевом всевозможные объекты, от гипсовых статуэток до роялей. А затем и шить взрывные цветастые облака, будто вылетающие из-под каблучков Мэри Поппинс. Многие ее подвесные инсталляции и получили имя сказочной няни, летающей на зонтике. И именно они уже в 2009 году украшали атриум палаццо Грасси, только открывшегося венецианского музея Франсуа Пино.
С тех пор ее сказочные объекты колесят по всему свету — от Версальского дворца в Париже, где она первой из женщин-художниц была удостоена ретроспективы, до Москвы, где ее знаменитое «сердце», сплетенное из пластиковых столовых приборов, показывали в «Гараже» как один из объектов коллекции того же Пино.
Ее новая масштабная выставка сейчас открылась в ARoS Aarhus Kunstmuseum в датском Орхусе. После открытия Жоана успела ответить на несколько вопросов ARTANDHOUSES.
Прежде всего, поздравляем с открытием!
Спасибо.
Помните свое первое культурологическое впечатление? Повлияло ли это на ваше творчество в дальнейшем?
Начнем с того, что мне посчастливилось родиться в семье с безграничной и осознанной страстью к искусству. Мой отец был фотографом, мать училась декоративно-прикладному искусству. Дед держал антикварный магазин, а прабабка была художницей и играла на фортепиано. В общем, атмосфера всегда была располагающей.
Тем не менее я помню свое первое большое путешествие по Европе на поезде. Мне было семнадцать, и я была впечатлена, когда впервые живьем увидела «Джоконду» Леонардо и «Гернику» Пикассо. Не могу сказать, что они повлияли на меня в дальнейшем моем творческом поиске, но, несомненно, помогли накопить опыт, задуматься о влиянии искусства на человечество, о том, насколько важна «живая» встреча с произведением, а не рассматривание его на альбомных страницах. Все-таки в искусстве важно взаимодействие!
Кто и что вдохновляет вас? Кто главные люди в вашей жизни?
Вдохновение приходит от всего, что окружает меня, и людей, занимающих главное место в моей жизни — прежде всего семьи, которая всегда поддерживает меня.
Я поняла важность создания междисциплинарной команды, которая помогает делать мне большие произведения искусства. Это дает мне больше времени и свободы, чтобы быть независимой, думать, планировать свою работу и карьеру так, чтобы стирались географические границы и мое творчество было понятно в международном контексте.
В ваших работах всегда есть рукотворные элементы. Вначале вы всё делали сами? Своими руками?
Да! Но сегодня у меня есть команда, реализующая мои мысли и идеи. Хотя я и контролирую весь процесс от начала до конца: выбираю материалы и цвета, работаю с архитекторами над чертежами — в общем, делаю всё вплоть до упаковки работ для отправки на выставки.
Сколько сегодня людей помогают вам в работе над произведениями?
Сейчас постоянно в команде сорок пять человек, которые работают в разных отделах. Моя студия поделена на швейные мастерские, отделы инженерии и архитектуры (там творят чудеса — проводят эксперименты), прессы и коммуникации, производственные и финансовые.
У вас много масштабных инсталляций. Создание какого произведения заняло у вас наибольшее количество времени?
Самая трудоемкая работа — «Эдемский сад» (большая инсталляция с мерцающими цветами и растениями — ARTANDHOUSES). На ее производство и отладку ушло восемь лет — я очень придирчива в технических вопросах. Подобные ситуации возникают потому, что сложносочиненные произведения, связанные со светом и движением, требуют опытов, проб и ошибок до тех пор, пока лучшее решение не будет найдено.
В ваших работах сильны феминистические мотивы. Вы верите в победу феминизма и считаете себя феминисткой?
В широком смысле — да, я феминистка. Я всегда защищаю права меньшинств и выступаю за равенство для всех, независимо от пола, религии, возраста или религии.
По вашему мнению, в мире искусства всё еще правят мужчины или равноправие установилось?
Я думаю, что вообще весь мир все еще очень «мужской». Но мы достигли большого прогресса в вопросах равенства полов в прошлом веке, так что я с оптимизмом смотрю в будущее.
Кураторы любят устраивать интервенции ваших работ в классические музеи. Они и правда очень органично туда вписываются. Вам это всегда нравится? Или вы предпочли бы другие пространства?
Это правда, моим работам очень подходят гетерогенные пространства, где они вступают в диалог с окружающими предметами. Но на самом деле я больше выставляюсь в современных пространствах, чем в исторических местах. Всё-таки считается, что современное искусство лучше смотрится и воспринимается в пространстве галерейного белого куба. Хотя мое мнение совпадает с вашим — мне кажется, что в Версале, например, мои работы смотрелись очень органично в барочной обстановке, обогащали друг друга смыслами.
Как вы вообще относитесь к классическому искусству?
Когда-то оно тоже было современным!
Должны ли у художника быть амбиции?
Художник должен быть таким и делать то, что естественно для него. Тем не менее я считаю, что если вы художник, то должны стремиться к оригинальности. И если вам нечего добавить, то, возможно, это и не должно существовать.
Вы выставлялись уже во многих музеях, участвовали в Венецианской биеннале. Остались у вас еще профессиональные мечты?
О да! У меня всё еще очень много мечтаний и планов! В частности — о выставке в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. И я уже даже знаю, с какой работой выступила бы там.