Стeфaнo Сeлeтти — прoдaвeц дoмaшнeй утвaри пo нaслeдству. Eгo oтeц Рoмaнo Сeлeтти в 1964 гoду зaрeгистрирoвaл мaрку, кoтoрaя занималась производством своих товаров в Китае и поставляла их в Италию, только открывшую для себя мир гипермаркетов. Стефано Селетти, став главой компании, спустя почти полвека совершил в ней настоящий переворот: сегодня продукция Seletti, по-прежнему поставляющая своим реселлерам посуду, тумбочки, лампы и пепельницы, представляет интерес не столько для домохозяек, сколько для кураторов музеев и фанатов актуального дизайна и искусства.
Стефано сделал ставку на современное искусство и актуальные тенденции не в мебельном дизайне, а, скорее, во всем остальном. Его последний проект Toiletpaper, основанный на изображениях и фотоколлажах знаменитого одноименного с проектом журнала, созданного художником Маурицио Каттеланом и фотографом Пьерпаоло Феррари, принес бренду Seletti настоящий успех. У коллаборации получилась огромная палитра товаров — от алюминиевых кружек с принтами отрубленных пальчиков или вантуза за €40 до великолепных серийных ковров по €900. Селетти обладает свободой делать то, что хочется, а хочется ему, чтобы коллекции были доступны самым разным категориям людей. В идеале — всем. Владелец марки настаивает, что он не занимается дизайном, а является, скорее, продюсером собственных идей, основанных на правильном подходе к миру современного искусства и ироничного дизайна. В конце ноября Стефано презентовал коллекцию в Москве, где рассказал ARTANDHOUSES о своей работе в компании отца, знакомстве с культовым художником и индустриализации искусства.
Стефано, расскажите, какой была компания Seletti, когда вы начали в ней работать?
Я начал работать с моим отцом, когда мне было восемнадцать лет, сразу после школы. Много раз ездил с ним на Дальний Восток, где в те временя ощущал себя как в далеком прошлом. Восток напоминал Европу в исторической ретроспективе. А в Италии тогда появился новый вид бизнеса – универмаги. Огромные гипермаркеты, как Carrefour, стали для Италии конца 1980-х новым видом дистрибуции. И мне было поручено налаживать сотрудничество с ними. Сперва я отвечал за упаковку продукции: график поставок, упаковка, каталогизация — всё, что нужно. Одиннадцать лет спустя наша дистрибуция в Италии разрослась. Нас стали заказывать прямо в Китае, стали и подделывать наши вещи. И тогда я решил уйти из бизнеса и попробовать новый вид дистрибуции. И первая коллекция, на которой я его опробовал, была Estetico Quotidiano — фарфоровая бутылка в форме пластиковой бутылки с моющим средством и стеклянный бокал в форме пластикового стаканчика.
Это было ваше решение — изменить продукцию компании?
Это была своего рода эволюция, это не был вопрос выбора. Нам пришлось так сделать, чтобы выжить. И мне кажется, это был единственный способ выжить.
Каков был ваш первый опыт работы с приглашенным дизайнером?
Я сам не дизайнер. И я считаю, что продукция Seletti основана не на дизайне, а на искусстве. Взгляните на коллекцию Toiletpaper. Мы же не делали дизайн жестяной кружки, она уже существовала. Мы только изображение разместили. Или, например, серия The Monkey Lamp — это не совсем продукты дизайна. Серия сделана на основе скульптуры Маркантонио Раймонди Малербы. Но это не дизайн, мы не делали дизайн обезьяны. Мы занимаемся индустриальным производством этих арт-историй, так что это такое индустриальное искусство.
Но индустриальное искусство всегда имеет тенденцию приблизится к масс-маркету. Где, на ваш взгляд, проходит эта граница?
Именно с этой точки зрения Seletti отличается от других дизайн-компаний. Стоимость продукта у нас как у масс-маркета, но сам продукт не является массовым. В нашем случае это больше не вопрос денег, это вопрос личного вкуса. Ну вот, например, моей маме коллекция Toiletpaper не нравится.
Но именно эта коллекция стала такой известной, что вывела вас на уровень успеха в арт-мире. Как давно вы знакомы с Маурицио Каттелланом, кстати?
Десять лет, мы познакомились на озере Комо. Потом виделись несколько раз, он приезжал ко мне домой на выходные. Мое рабочее место и дом — в двухстах метрах друг от друга. И я показал Маурицио и Пьерпаоло продукцию, которую импортировал в Китай мой отец. И они подумали, что им было бы интересно попробовать сделать что-то в память об этих предметах, но вдохнув в них новый смысл, определенную иронию. И эта коллекция стала самой успешной. Конечно, она и делалась в расчете на популярность, но это сочетание старых форм массовой продукции и имиджей из культового журнала сделало коллекцию крайне популярной.
Вы говорили, что представите Toiletpaper на Art Basel Miami. А как вы будете развивать ваше сотрудничество дальше? Каких сюрпризов ждать?
Мы сейчас начинаем работать с Маурицио и Пьерпаоло в новой области, у нас есть кое-какие секретные планы. А в дальнейшем хотим поработать с мебелью — креслами и диванами.
Имиджи из журнала Toiletpaper стали вполне конкретной продукцией, это похоже на сувениры в музейном магазинчике, но еще любопытнее — это некий сплав сущностей.
Да, и очень интересно это распространять. Хотя это не дизайн как таковой. Эмалированную кружку вообще в России придумали.
Мультикультурно и весело! На вашем паблик-токе вы сказали, что юмор имеет для вас и вашей деятельности особое значение, чуть ли не поколенческое.
Да, мне кажется, улыбаться всем полезно. Мне очень важно давать людям немного радости. Потому что предмет может стать вашим другом — вот когда вы заходите домой и видите обезьянку, которая протягивает вам лампу. Или веселая посуда: совершенно разное же ощущение, когда ешь что-то из белой тарелки, а когда из посуды в цветочек. Это как белый лист отличается от разрисованного.
Как вы останавливаетесь на какой-то определенной идее, выбирая из многих?
Для меня этот процесс очень важен, ведь выбор идеи может изменить подход к бизнесу в целой стране и будет полезен или нет для моей компании. Когда я создаю новый продукт, я должен быть очень спокоен, сконцентрирован. Иногда я получаю очень интересные предложения. Но вот, например, сейчас я не ищу проекты, связанные со столовой утварью, сейчас у меня их и так достаточно. Поэтому говорить «нет» тоже очень важно уметь.
Расскажите, а что является сейчас важнейшим направлением работы бренда Seletti?
Мы сейчас активнейшим образом занимаемся осветительными приборами. Весь последний год освещение — основное направление деятельности Seletti.
Многообещающе, ведь в этой индустрии, на мой взгляд, всегда некоторая стагнация —столько всего скучного и однообразного.
Я согласен, а это всё еще и очень дорого. Тут нужно найти новую концепцию. Посмотрите, например, Neon Alphabet (коллекция Neon Art). Это бестселлер прошлого года. Потому что с этим алфавитом ты можешь позволить себе буквально высказаться — хочешь, составь из светящихся букв слова, имена людей, которых любишь: дочки, бабушки, дедушки. Чтобы выжить в индустрии осветительных приборов, ты должен изобрести концепт заново. Это не техническая проблема, тут нужна была идея, и на этот раз она была моя.
С какими дизайнерами вы больше всего сотрудничали?
Один из лучших дизайнеров, о котором мне хотелось бы сказать, это Маркантонио Раймонди Малерба. Он придумал шкаф в форме коровы, свиньи и гуся, стоящих друг на друге, лампу с обезьяной и еще ряд других фантастических предметов. Маркантонио не дизайнер, он замечательный художник.
А кто придумал коллекцию Hybrid с китайским фарфором?
Это были Ctrlzak. Они покупали старинное китайское блюдо и старинное английское блюдо, склеивали их и продавали это в галереях. Но такой объект можно было только повесить на стену. Мне очень понравилась эта идея и я сказал им, что это могло бы стать замечательным продуктом, который можно использовать прямо по назначению. Сначала они отказались, типа: “Нет, мы художники, и мы не хотим видеть наш продукт в масс-маркете”. Но я ответил: «Подумайте, ведь это может стать для вас отличной возможностью». В общем, всё получилось.
Выходит, вы как продюсер находите с каким режиссером снять очередной блокбастер. А кто “снял” ваш “сериал” про архитектуру — я имею в виду коллекцию Palace. Кто дизайнер?
Идея была моя, а дизайнер — Алессандро Замбелли. Как я уже говорил, я не дизайнер, то есть не могу сделать полноценный эскиз на компьютере. Алессандро не только воплотил эту идею в жизнь, но прекрасно интерпретировал эту идею, развил концепцию. Например, он решил использовать именно этот вид графики.
На самом деле, я должен сказать одну вещь. Мой отец впервые отправился в Китай в 1972 году. Наша семья знает эту страну давно и очень хорошо. И благодаря этому, например, мне удалось реализовать идею архитектурной коллекции посуды Palace — это возможно было только на севере Китая. Нам нужен был не просто фарфор, а костяной фарфор. Иначе все эти четкие углы было бы невозможно сделать.
Или коллекцию Hybrid мы производили в районе, где зарождался Китай. Там фарфор смешивается с костяной мукой, поэтому он такой легкий и прозрачный. Если вы хотите делать что-то из другого типа фарфора, то вам надо на юг Китая.
Так вот люди, которые занимаются этим производством с самого начала, это Лука Гольйо и мой отец. Они ездили в Китай в 1970-х и 1980-х. А мы продолжаем это приключение.
Коллекции Seletti напоминают серии игрушек. Кажется, для вас это своего рода игра. Вот скажите, как мы взрослеем?
Как мы взрослеем, я не знаю. Но я знаю, что все мы любим играть, — не только дети, но и взрослые. Поэтому многие наши продукты — это приглашение к игре, которая может получиться, даже если просто накрываешь на стол.