Дизайн-дайджест: 10 новостей, которые вы могли пропустить в январе • ARTANDHOUSES

Пeрвый мeсяц гoдa — oдин из сaмыx интeрeсныx для дизaйнeрскoгo сooбщeствa: выставки в Париже и Кельне представляют неожиданные тенденции и технологические новинки, декораторы «открывают чистый лист» и отыскивают нестандартные решения для своих проектов, предметные дизайнеры вовсю заняты подготовкой к главному событию года, апрельской Неделе дизайна в Милане. Из множества новых интересных работ, которые появились в январе, мы выбрали десятку самых ярких и трендовых — это объекты, коллекции и интерьеры, по которым можно угадать тенденции на 2019 год.  

Шоу-рум Gina Tricot в Стокгольме, спроектированный дизайнерами из студий Note Design Studio и Open Studio, его авторы называют «витриной материальности и тактильности». О росте популярности фактурных поверхностей мы писали не раз, но в этом проекте появилось нечто новое: обилие мелкозернистых орнаментов, которые обманывают восприятие зрителя и работают как отличный декоративный прием в минималистском интерьере. Декораторы использовали как традиционные материалы — плитку Tarkett с рисунком в виде двуцветного терраццо, так и неожиданные, замечательные по своей декоративности — крапчатые зеркала, полупрозрачное фактурное стекло и чеканный металл, которым отделана стойка с кассами.

Аналогичный узор можно увидеть на ковре, придуманном датским дизайнером Симоне Пост. Простой полосатый ковер, составленный из множества мелких гранул, не просто вестник новой эстетики, он еще и экологичен. Предмет изготовлен из резиновых кусочков, получаемых после переработки старых кроссовок на немецкой фабрике I:CO. Инициатор проекта — марка Adidas.

Кажется, наконец настала эпоха, когда минимализм и классика могут быть одинаково привлекательны и актуальны. Современные авторы перестали стесняться вычурных форм и «торжественных» отделок и не боятся сочетать их с аскетичным дизайном. Хороший пример такого проекта — новый интерьер гестхауса La Hermandad de Villalba в испанской глубинке, созданный декораторами из бюро Lucas y Hernández-Gil. В здании XVIII века они подчеркнули эффектные исторические элементы: сводчатые потолки, ниши и лестницы, но особенно прекрасны сохранившиеся в доме старинные двери, которые дизайнеры не побоялись выкрасить в пастельный зеленый цвет.

Классические стили никого не оставляют равнодушным: вот и молодые дизайнеры Марко Матуро и Алессио Рошини из миланской Studio Klass вдохновились живописью эпохи Возрождения и придумали коллекцию ковров «Cinquecento». Это ковры-абстракции, «перенявшие» цветовую гамму, формы и образы четырех известных полотен XV века: «Представление Младенца Иисуса в храме» Людовико Маццолино, «Мадонна с Младенцем и святыми» (алтарь церкви Сан-Дзакария) Джованни Беллини, «Мадонна и Дитя со святыми» (алтарь церкви Санта-Лючия-деи-Маньоли) Доменико Венециано и «История Лукреции» Сандро Боттичелли.

Еще один традиционный источник вдохновения — евклидова геометрия, которую берут за основу своих работ многие современные минималисты. Мы публиковали немало красивых предметов, «построенных» из кубов, призм, шаров и пирамид. В 2019 году, кажется, фаворитами станут колонна и торус, или валик, а также другие «трубчатые» фигуры. Пример — серия мягкой мебели канадского дизайнера Паоло Феррари, которому удалось совместить простоту задумки и эффектное исполнение.

Тему поддерживает американский керамист Орион Янечек с новой коллекцией интерьерных аксессуаров «Brutalism for Lovers», в которую вошли тактильные, чувственные и при этом очень простые вазы из неглазурованной глины.

Глина в последние годы переживает новое рождение: ее перестали причислять к грубым «крестьянским» материалам. Современные керамисты, дизайнеры   и декораторы   видят в ней сексуальность, красоту нерафинированного, природного материала и бесконечные возможности для применения. Новый предмет в коллекции Moooi — столики «Obon» выполнены из терракоты и демонстрируют всё богатство ее цвета и фактуры. Автор серии миланский дизайнер Симоне Бонанни сделал форму предметов подчеркнуто лаконичной, но не идеальной — чтобы напомнить о ремесленном происхождении материала.

География коллекционного дизайна продолжает расширяться: дизайнеры из Азии, стран Ближнего Востока и Африки показывают работы, сочетающие аутентичность, мастерство и артистизм. В этом месяце сразу две интересные коллекции корейских авторов привлекли к себе внимание. Дизайнер из Сеула Ким Юн Ван изготовил несколько фигурных деревянных подносов, но так увлекся, что спроектировал еще и мебель: тумбу с резным фасадом и скульптурные столики. Коллекция получила название «Unintended Series» — «Серия незапланированных предметов».

Еще один талантливый проект из Кореи — коллекция яркой мебели «Pop» от студии Hitechno. Геометричные гипсовые панели, из которых сконструированы предметы, крепятся друг к другу с помощью цветной монтажной пены, декоративно вылезающей из щелей.

Южноафриканский дизайн продолжает бурно развиваться: так, модельер из ЮАР Рич Мниси спроектировал по заказу куратора галереи Southern Guild Джулиана Макгоуэна серию, посвященную воспоминаниям о своей прабабушке. Главный предмет в серии — абстрактный диван-скульптура обтекаемых форм. «Для меня диван, который напоминает по форме женское тело, символизирует присутствие прабабушки в моей жизни и память о ее мудрости», — объясняет Мниси.