Вoпрeки рaспрoстрaнeннoму мнeнию дeкaбрь — мeсяц oчeнь прoдуктивный: всe зaвeршaют свoи прoeкты, пoдвoдят итоги и торопятся показать новые работы, чтобы уйти на каникулы с чистой совестью. В нашей подборке этого месяца как концептуальные проекты, например шелковый гобелен, при производстве которого не погиб ни один тутовый шелкопряд, так и просто красивые и остроумные вещи: ковры с покемонами, вилки и ножи с пальцами, посуда по мотивам живописи Миро. В 2019 год мир дизайна входит с контрастными, но не противоречивыми темами: осознанное потребление и инклюзивность, несовершенство как декоративный прием, интерес к традиции и артистичности, чувство юмора, не покушающееся на функциональность.
Одну из главных проблем современности — чрезмерную привязанность к экрану смартфона затронула инсталляция «Поглощенные светом», установленная в Амстердаме в рамках фестиваля Amsterdam Light Festival. Работа представляет собой скульптурную группу из трех персонажей на скамейке, которые увлеченно смотрят в свои телефоны, а их лица подсвечены светящимися экранами. Авторы — скульптор Гали Мэй Лукас и бюро Design Bridge.
Пять шелковых гобеленов из серии «Unravelled» израильского дизайнера Эреза Неви Паны — эффектный пример этичного производства. Создавая их, Неви Пана, сам приверженец веганского стиля жизни, использовал шелк ахимса, во время производства которого гусениц тутового шелкопряда не убивают сразу после постройки кокона, а позволяют им превратиться в бабочку и покинуть его. Дизайнер совместил две методики: поверхности из гладкого шелка он противопоставил фактурным прядям, изготовленным в традиционной технике «сумах», а дополнил композиции частями плетеных корзин, которые используют для разведения шелкопряда.
Французский дизайнер Жоффре Паскаль придумал офисную мебель нового поколения, которая призвана сделать рабочее место более удобным и мотивирующим. «Когда я сажусь работать за стол, у меня появляется ощущение, что меня принуждают работать. Я чувствую стресс и давление, которые вовсе не добавляют продуктивности — как раз наоборот, — рассказывает дизайнер. — Я попробовал работать в кровати, и понял, что сосредотачиваюсь гораздо лучше». Его новая серия «Grefeiophobia» включает три предмета, которые являются гибридами кровати и рабочего места. «The Basic Besk» служит для работы с ноутбуком на коленях, «The Triclinium Gum» предоставляет возможность читать и писать на боку, «The Flying Man» позволяет воспроизвести нейтральное положение тела, вычисленное учеными NASA.
Выпускники Академии дизайна Эйндховена Морено Швайкле и Янне Шиммель тоже решили продемонстрировать, что привычная обстановка офисов отжила свое, придумав «карикатуры» на распространенные и безликие офисные предметы. Результат — абсурдный столик-многоножка, диван, похожий на растянутый стул и «надутое» кресло.
Сознательность современных дизайнеров и технический прогресс дошли до того, что мебель делают не просто из обычных переработанных материалов, но используют всевозможные производственные отходы. Одна из новинок в этой области — предметы, созданные из нейлоновой пудры, остающейся во время печати на 3D-принтерах. Используя нихромовые провода и кварцевый песок, лондонские дизайнеры из Studio Ilio изготавливают плотные гибкие трубки, из которых получаются скульптурные предметы мебели и светильники.
Украинский дизайнер Оксана Левченя совместила ремесленные традиции и современную поп-культуру, выпустив серию тканых ковров с вышитыми вручную покемонами и персонажами саги «Звездные войны». Яркие шерстяные килимы произведены по старинной технологии XVI века в киевской мастерской дизайнера OLK Manufactory.
Еще одну современную версию тканого ковра предложила студия Baklazanas: основой для дизайна их килима «Ячейка F» послужила архитектура легендарного Дома Наркомфина. «Это история об идеале, утопических прозрениях, мечте о новом мировом порядке, свободе и конструкции из цвета и музыки», — поясняют дизайнеры.
Архитекторы и декораторы не перестают мечтать об идеальной гармонии, достигнутой минимальными средствами. Так, канадка Александра Хатчисон из студии Studio Marlowe попросила художницу Мадисон ван Рейн украсить ее новый ресторан росписью, которая стала центральным элементом, задающим настроение всему пространству. Чистый белый цвет и пастельные тона росписи служат отличным фоном для коричневой кожаной мебели в духе 1970-х.
Другой простой, но эффектный прием использовали декораторы из австралийской студии Pattern. Оформляя аскетичный бар Locura в городке Байрон-Бей, они прибегли к половинчатой окраске стен с неровной, «сырой» гранью.
Иногда для создания впечатляющего интерьера и вовсе достаточно одной фотографии в очень хорошем разрешении, доказывают дизайнеры из китайской студии DOMANI. В отделке шоу-рума Urban Revivo в Шанхае они противопоставили минималистской архитектуре лестничного пролета природную красоту лунной поверхности. Диаметр спутника на огромной фотографии равен 7 м, и это официально самое крупное изображение Луны в Китае.
Южноафриканские дизайнеры Адриан Хуго и Кати Таплин из бюро Dokter and Misses нашли золотую середину между строгой красотой правильных геометрических форм и игривым дизайном в духе сюрреализма. Их новая работа — серия светильников «Moonjelly» с плафонами в виде наполовину сдувшихся воздушных шариков.
Забавные, артистичные и вполне функциональные объекты создали братья Хаас для американского коллекционера Джорджа Линдемана-младшего. Литые ножи, вилки и ложки имеют ручки в виде ручек или, точнее, лапок с четырьмя пальчиками и коготками. Для хранения коллекции из 144 предметов дизайнеры изготовили зооморфную консоль на четырех ножках, в столешнице которой проделаны отверстия для приборов: при взгляде на нее кажется, что множество фантастических существ пытаются выбраться из плена. «Гениально: это и скульптура, и набор столового серебра», — говорит довольный заказчик.
Переводит искусство на язык дизайна и французская компания Bernardaud: совместно с фондом наследников каталонского художника Жоана Миро они выпустили столовый сервиз из 100 предметов. Лаконичная форма белых фарфоровых блюд служит идеальным фоном для ярких иллюстраций Миро, созданных им для книги «Говорить в одиночку» («Parler Seul») Тристана Тцара.
В Брюсселе икону бруталистской архитектуры — здание офиса компании CBR, построенное Константином Бродским в 1967 году, аккуратно преобразили в просторный коворкинг. Дизайнеры Анаис Торфс и Михил Мертенс из студии Going East разработали проект, в рамках которого им удалось сохранить все специальные элементы и предметы обстановки, созданные архитектором, который и в 93 года не перестает следить за судьбой своих зданий. Кажется, насчет CBR Бродский может не переживать: здесь простая деревянная мебель в модернистских традициях, текстиль естественных цветов и современная скульптура, которые отлично дополняют бетонные стены и потолки. А главным достоинством постройки, как и раньше, остаются потрясающие окна-ячейки.
Очередная новинка в серии «мебель-скульптура», которая полюбится всем поклонникам узорчатого камня — простой, изящный, асимметричный столик американского дизайнера Майкла Феликса. Под елку такой, наверное, не поместится, но всё равно станет отличным подарком — коллекционеру современного искусства и дизайна с хорошим вкусом.