Бaxрушинский музeй oткрывaeт филиaлы пo всeй Рoссии и всё чaщe пoкaзывaeт свoю кoллeкцию в вaжныx зaрубeжныx музeяx — нaпримeр, Музee Виктории и Альберта в Лондоне и Ка’Пезаро в Венеции, а его выставку «Прорыв» в Москве пришлось продлить из-за огромного зрительского интереса. Директор музея Дмитрий Родионов рассказал ARTANDHOUSES о том, как пополнить коллекцию при дефиците средств, создать атмосферу усадьбы в самом центре Москвы и открыть филиал в Сибири.
Что сейчас происходит с музеем, чем он живет?
Сегодня музей находится в интереснейшей фазе своего развития, связанной c возвращением к своим корням — я имею в виду ту территорию, на которой существовала усадьба основателя музея, коллекционера Алексея Александровича Бахрушина. Год назад мы наконец-то вернулись практически в рамки исторических границ усадьбы, и музей снова обретает свое усадебное звучание. К участку с руинами бывшей фабрики «Колосс» присоединилась территория со зданием медсанчасти. До этого в концептуальном плане у нас не было точек развития, замкнутость в камерном пространстве главного усадебного дома, флигелей и небольшого кусочка земли с руинами не позволяла решить стратегические задачи музея. Мы работаем в рамках программы развития музея до 2020 года и надеемся, что к 125-летию со дня основания музея здесь заработает целый музейно-театральный квартал, где можно будет обустроить всю инфраструктуру и для посетителей, и для коллекции и сотрудников.
Как вы предполагаете использовать здание медсанчасти, планируете ли его реконструкцию?
Да, проект почти готов. Само здание было спроектировано архитектором Гринбергом как школа, медсанчасть там появилась только в годы войны. По нашим планам, она станет главным зданием музейно-театрального квартала на Садовом кольце. На первом этаже будет вся инфраструктура для посетителей — визит-центр, кафе, магазин, а также два зала для временных выставок и универсальный театрально-концертный и лекционный зал. Для музея важно быть в контексте тех процессов, которые происходят в современном театральном деле, давать площадку молодежи и мастерам. Это очень нужный диалог сегодня, каждый день мы видим в СМИ, что, когда нет диалога, возникает непонимание, и в худшем случае агрессивное непонимание. Для нас это важно не только как связь с живым театральным делом, но и его фиксация для истории.
Второй — четвертый этажи в основном предназначены для хранения, частично открытого. Там будет мебель, личные вещи, костюмы, скульптура. Всё показать мы, к сожалению, не можем, это невозможно технически.
Бахрушинский музей многими воспринимается как камерный. Насколько обширна ваша коллекция?
Впечатление от музея как камерного связано в первую очередь с архитектурой усадьбы. Ощущение небольшого камерного замоскворецкого домика психологически накладывается на облик музея, который на самом деле один из крупнейших федеральных музеев России с крупнейшей коллекцией — более полутора миллионов единиц хранения. На стыке этих двух взаимоисключающих вещей мы и существуем. Поэтому программа развития связана именно с получением дополнительных площадей для представления этой коллекции.
То есть визуальный облик в будущем будет соответствовать у вас грандиозному внутреннему содержанию?
Да, но мы не хотим расставаться с ощущением тепла, уюта. Здесь необыкновенная замоскворецкая атмосфера и люди, которые приходят к нам, говорят, что попадают в другой мир, который они не думали увидеть в паре шагов от метро «Павелецкая». Мы постараемся это другое измерение, связанное с усадьбой, с уютом, тишиной, комфортом и воздухом, сохранить. Это одна из задач нашего театрально-музейного квартала.
И как вы намерены ее решить?
Мы даже в техническом задании на проектирование ставим обязательным условием работу с историческими материалами, и в ходе благоустройства фрагменты усадебного прошлого по возможности будут восстановлены. Например, проектируем французский партер между каретным сараем и зданием музейно-театрального центра. У Садового кольца появятся цветники с характерными для сада Бахрушина растениями, там будут розарий и фонтан. На 2017 год планируется благоустройство Садового кольца рядом с музеем, мы уже встречались с сотрудниками КБ «Стрелка» и пришли к тому, что вернем палисадник перед домом, высадим там сирень, шиповник и розы, поставим скамейки. С одной стороны, это восстановление исторической справедливости, с другой — дополнительная защита от Садового кольца и расклейщиков рекламы. Также мы сделаем эстраду для выступлений в теплое время года и на той части, которая выходит на улицу Татарскую, спроектируем несколько театральных павильонов специально для детей. Мне кажется, будет интересно погулять по зеленой территории и обнаружить тайные комнатки, в которых ждут некие открытия и секреты, связанные, например, с театральными эффектами.
Входит в ваши планы восстановление утраченных интерьеров усадьбы Бахрушина?
Наиболее целостно сохранился только главный парадный вход. Парадные залы первого этажа пострадали очень серьезно. Мало того, что была нарушена планировка, еще и военное время нанесло дому много утрат — из-за упавшей во дворе бомбы были снесены все оконные переплеты, разбиты витражи. Чтобы сделать реконструкцию интерьеров, требуются колоссальные деньги, потому что убранство было богатым и разнообразным. Дом поражал современников своей красотой и пышностью, недаром его называли «Версаль на Зацепе». Эксплуатируемый памятник — всегда история живая и подвижная, наша задача — максимально сохранить архитектуру. Недавно были отреставрированы фасады, мы вернули им исторические краски и чистоту. Что касается интерьеров, у нас есть идея восстановить часть каминов, отдельные фрагменты убранства, в каждый зал мы планируем повесить фотографии, чтобы посетители могли представить, в какой красоте всё это существовало.
Планируется ли переделать экспозицию в связи с тем, что основное здание будет в бывшей медсанчасти?
Из главного дома мы выведем все отделы, которые там находятся вынужденно и прекрасно могут располагаться в другом здании. Таким образом, мы будем делать мемориальную экспозицию во всем доме и максимально представим коллекцию, которая была собрана лично Алексеем Александровичем Бахрушиным.
Насколько я знаю, Бахрушины в свое время пошли на большие жертвы, отдавая под коллекцию всё больше помещений в своем доме?
Это так. Сначала был занят весь цокольный этаж, затем начал заполнятся первый, и, как говорила потом супруга Бахрушина Вера Васильевна, «нам осталось полторы комнатки на семью». Всё остальное занимала коллекция.
А много ли сейчас коллекционеров, которые собирают театральную графику и предметы, связанные с театром?
Собрание театральных эскизов — это достаточно раритетное направление человеческих пристрастий, хотя мы знаем колоссальных коллекционеров мирового значения. Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский из их числа. Он передал в Россию коллекцию, которая была куплена на средства фонда «Константиновский» и находится сейчас в Санкт-Петербурге, в Музее театрального и музыкального искусства. Не могу не назвать Бориса Михайловича Фридмана — в приоритете у него «книга художника», но также у него есть хорошая коллекция театральных эскизов. Я знаю несколько состоятельных человек, которые остановились именно на театральном эскизе. Мне кажется, сейчас это направление стало более привлекательным. Театральный эскиз разрушает стереотипы, что это такое декоративно-прикладное искусство узко ограниченного художественного влияния. Это не так, театральный эскиз — такое же полноценное произведение искусства, как и любое другое. Чаще всего за счет своей камерности он может совершенно по-другому существовать в интерьере. За эскизом есть всегда особая, притягательная энергия. Мне кажется, сейчас нарастает такая тенденция. И чем этого будет больше, тем лучше — больше сохранится художественного материала наравне с живописью.
Каким образом формируется сейчас коллекция музея?
Что-то мы закупаем по итогам специализированных выставок, которые проходят в Москве. Периодически мы организуем экспедиции по программе «Сохраним историю русского театра для потомков», в рамках которой заключаем договоры с российскими театрами о передаче материалов по их истории в нашу коллекцию. Это очень серьезная часть пополнения коллекции. И мы получаем много даров, поскольку средства музея в части приобретения весьма скромны, чтобы купить приличную работу за рубежом. Цены начинаются от $20 тыс. и выше, а у нас весь бюджет на приобретения — 2–3 млн рублей.
То есть в музей преимущественно поступают вещи, связанные с современным театром?
Количественно современных работ больше, исторических материалов всё меньше и меньше. Но это не значит, что они к нам не приходят. Приходят и в качестве даров, и по завещанию, наследники много передают. Например, год назад мы получили архив замечательной ленинградской балерины Евгении Бибер, которая танцевала еще в императорских театрах.
Бахрушинский музей активно открывает свои филиалы в регионах. Насколько удачный, на ваш взгляд, это опыт и где планируются новые?
Мы получили прекрасный результат от сотрудничества с музеем-заповедником «Родина В. И. Ленина». В отреставрированном «Доме-ателье архитектора Ф. О. Ливчака», который он построил в духе модерна, что и Гиппиус для Бахрушина, мы сделали постоянную экспозицию по истории театрального Симбирска. Недолго по разным причинам просуществовали наши филиалы в «Горках Ленинских» и в Сочи. Но в Сочи мы планируем сотрудничество с домом-музеем С. Н. Худекова на вилле «Надежда», в основанном им парке «Дендрарий». Место очень красивое, и Худеков для балета фигура знаковая.
Сейчас мы работаем над концепцией представительства в Абакане, в Республиканском музейно-культурном центре. Постоянная экспозиция, скорее всего, будет связана с театральным костюмом и куклами. В 2018 году мы откроем филиал «Театральный музей в Зарайске», откуда родом были Бахрушины, в переданном нам городом здании гимназии.
Бахрушинский музей также активно участвует в зарубежных выставках. Какие у вас планы на ближайшие годы?
Сейчас один из мировых музейных трендов — это русское искусство, период от перехода классической живописи конца XIX века к началу 1920-х годов, в этом периоде невероятная концентрация идей, концепций. Также в Китае весной мы покажем проект, который до этого уже был в Москве и сейчас демонстрируется в Эшвилле, — «Театральный костюм на рубеже веков. 1990–2015». Я думаю, что эта выставка — очень большое событие для мирового театра, поскольку возвращает всех нас в единое художественное пространство. Благодаря «Театральному костюму» мы получили впечатляющий результат и друзей по всему миру. Так, этот проект было предложено сделать сателлитом Пражской квадриеннале, такого мирового съезда деятелей сцены, и к каждой мы теперь будем делать выставку театрального костюма.