10 документальных фильмов об архитектуре • ARTANDHOUSES

Aрxитeктурa нe тoлькo зaстывшaя музыкa, нo и зeркaлo oбщeствa. Вoт o чeм предлагают поразмышлять авторы подчас не претендующих на особую художественность фильмов, посвященных архитекторам и архитектуре.

«Гражданин Архитектор:   Сэмюэл Мокби и дух Rural Studio»
«Citizen Architect: Samuel Mockbee and the Spirit of the Rural Studio»,   Sam Wainwright Douglas, 2010

Фильм о карьере Сэмюэла Мокби (1944–2001), архитектора-идеалиста из американской Алабамы, автора радикальной образовательной программы возведения сельских жилищ для беднейших слоев населения южных штатов, вошедшей в историю как Rural Studio. Но больше — в этой документальной ленте, снятой уже после смерти Мокби, внимание сфокусировано на роли архитектуры в решении социальных вопросов, проблем образования, гражданства, классового и расового неравенства. Студенты Обернского университета, прибегая к крайней изобретательности и используя только местные материалы, разрабатывали проект жилого дома, который стоил бы как можно меньше, но в котором захотел бы поселиться любой.

«Имзы: архитектор и художница»
«Eames: The Architect and the Painter»,   Jason Cohn, Bill Jersey, 2011

Молодой зодчий Чарлз Имз, уже открывший собственное бюро, оставляет жену и дочь, чтобы уйти к добившейся некоторого признания художнице-абстракционистке Рей Кайзер. Фильм — история любви и впечатляющего успеха знаменитой пары, Чарлза и Рей Имз, изменившей представление о мебели. Знаменитый инновационный стул из гнутой фанеры Eames Lounge Chair, спроектированный Имзами в 1945 году, до сих пор не теряет актуальности, считаясь иконой дизайна.

«Головокружение Гери»
«Gehry’s Vertigo»,   Ila Bêka, Louise Lemoine, 2013

Можно, конечно, разными способами подвергать анализу один из самых зрелищных архитектурных объектов минувшего столетия Музей Гуггенхайма в Бильбао, построенный Фрэнком Гери. Создатели документальной ленты совершили головокружительное восхождение на крышу музея, на тридцатиметровую высоту, чтобы вместе с командой альпинистов, ответственных за мойку окон и металлических лепестков гигантского «цветка», через особенности их виртуозной работы во всем объеме ощутить мощь архитектурного сооружения, образца деконструктивизма.

«Микротопия»
«Microtopia»,   Jesper Wachtmeister, 2013

Микродома как одна из вариаций эскапизма, гибкого подхода к понятию «жилище» как синониму стабильности; современные кочевники — архитекторы и художники, бегущие от цивилизации в поиске уединения, заботящиеся об охране окружающей среды, утилизации отходов, и воплощающие свою мечту в создании какой-то совершенно отдельной вселенной… Шведский режиссер фильма задается вопросом: есть ли будущее у такого образа жизни или же это просто эксперимент для тех, у кого нет другого выбора?

«Филипп Джонсон: дневник эксцентричного архитектора»
«Philipp Johnson: Diary of an Eccentric Architect»,   Barbara Wolf, 1997

Зритель получит наслаждение от экскурсии, проведенной Филиппом Джонсоном (1906–2005), лауреатом первой Притцкеровской премии и патриархом «интернационального стиля» в американской архитектуре по его собственным творениям. Поражающий бесконечным лаконизмом форм и обстановки «Стеклянный дом», построенный Джонсоном для себя в 1949 году в поместье в Коннектикуте, считается манифестом архитектора.

«Безумец и собор»
«El Loco de la Catedral»,   James Rogan, 2009

www.cathedraljusto.com

Современный Дон Кихот, монах дон Хусто Гальего Мартинес более полувека в одиночку строит храм. Не имея ни архитектурного образования, ни строительного опыта, чертежей или дедлайна, лишь истовую веру, житель маленького города Санта-Мария-де-Уэрта, что в испанской провинции Сория, в 1963 году заложил первый камень в основание своего смелого проекта. И пока он реализован лишь на две трети: на участке 20×50 м наметилась внешняя оболочка, уже очертились силуэты монастырских келий, библиотеки и офисов, на высоту 40 м гордо вознесся купол 12 м в диаметре, миниатюрная копия завершения римского Собора Святого Петра.

«Граница допустимого»
«The Edge of the Possible»,   Daryl Dellora, 1998

Один из самых известных архитекторов ХХ века датчанин Йорн Утсон построил выдающееся здание, символ Австралии, Сиднейскую оперу. Фильм глобально о победе политики над творчеством, но конкретно — о   драматических нюансах создания достопримечательности под парусообразной крышей, внесенной ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия. В 1957 году Утсон выиграл международный конкурс на проект оперного театра в Сиднее. Но австралийские власти так урезали бюджет, что архитектору пришлось изменить первоначальную идею, а в 1966 году и вовсе покинуть проект, предоставив местным специалистам дорабатывать внутреннее пространство театра. Утсон уехал из Австралии и так и не увидел созданное им детище.

«Архикультура»
«Archiculture»,   David Krantz, Ian Harris, 2016

За двадцать пять минут можно узнать все плюсы и минусы системы и архитектурного образования, в данном случае американского, и отрасли в целом. Молодые студенты факультета дизайна последнего курса Института Пратта в Нью-Йорке, давая интервью, весьма убедительны и ничего не скрывают. Ведущие педагоги, историки, звезды архитектуры, в том числе появляющийся в кадре Сигеру Бан, обсуждают ключевые аспекты методики преподавания, подачи материала и то, насколько всё это соответствует той реальной жизни, где выпускник оказывается, получив диплом.

«Большие надежды»
«Great Expectations»,   Jesper Wachtmeister, 2007

Фильм — путешествие в историю фантастической архитектуры и ее создателей. Во-первых, Ле Корбюзье, одного из наиболее значимых архитекторов XX века, автора зданий-блоков, поднятых над землей со свободно стоящими под ними колоннами, с плоскими крышами-террасами, «прозрачными» фасадами, неотделанными бетонными поверхностями, свободными пространствами этажей. Во-вторых, Ричарда Бакминстера Фуллера, архитектора, дизайнера, инженера, выступившего с проектом «Девятое небо», предполагавшего строительство воздушных жилищ в виде геодезических сфер. В-третьих, Моше Сафди и предложенный им дешевый способ индустриального домостроя «Хабитат 67» — двенадцатиэтажный жилой комплекс, состоящий из тысячи блоков, смахивающих на рассыпанные кубики «Лего».

«Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?»
«How Much Does Your Building Weigh, Mr. Foster?”,   Carlos Carcas, 2010

Фильм не то чтобы о понятии массы в архитектуре, скорее, это повествование о творческом пути одного из самых именитых архитекторов мира Нормана Фостера, автора штаб-квартиры банка HSBC в Гонконге, купола над зданием Рейхстага в Берлине, моста «Миллениум», Сити-Холла в Лондоне, небоскреба Хёрст-тауэр в Нью-Йорке, виадука Мийо во Франции, и его бесконечных попытках улучшить качество жизни через дизайн. Из-за тона сценария, написанного директором лондонского Музея дизайна Деяном Суджичем и лишенного какой бы то ни было критики, лента слегка напоминает рекламный ролик. Названием ей стал провокационный вопрос, однажды заданный Фостеру Бакминстером Фуллером, имевшим в виду центр изобразительных искусств Sainsbury в Восточной Англии.