В пeтeрбургскoм «Мaнeжe» oткрылaсь выставка «Христос в темнице», посвященная деревянной религиозной скульптуре. В экспозиции собрали более 30 работ середины XVII — начала XIX века из 14 музеев России, среди которых Третьяковская галерея, Русский музей, а также музеи Перми, Моршанска, Переславля-Залесского.
Экспозиция посвящена достаточно редкому, но известному в православной иконографии сюжету «Христос в темнице» («Спас Полунощный»). Христос здесь изображен в ожидании восхождения на Голгофу, обнаженный или облаченный в подир, с терновым венком на голове и с прижатой к щеке правой рукой.
Этот сюжет появился в России в ХVII веке и, как считается, пришел из западно-европейского искусства. Правда, столетие спустя скульптурные изображения святых были запрещены канонической церковью, хотя культовую скульптуру продолжали делать вплоть до середины XIX века.
Первые скульптурные изображения Христа в темнице были выполнены белорусскими резчиками, работавшими по заказу патриарха Никона. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой рядом с Голгофским приделом была устроена темница, куда поставили скульптуру.
Деревянные скульптуры Христа получили распространение по всей территории России, прихожане приносили им дары, одежду и даже обувь. Но особенно широкую известность получила пермская культовая скульптура, так называемые «пермские боги», в которых языческая стилистика причудливо сочеталась с иконографией западно-европейского барокко.