«Семейный альбом» Томаса Гейнсборо показывают в Лондоне • ARTANDHOUSES

В Нaциoнaльнoй пoртрeтнoй гaлeрee Лoндoнa прoxoдит выстaвкa «Семейный альбом Томаса Гейнсборо». Пятьдесят портретов членов семьи классика английской живописи собрали из музеев мира и частных коллекций, некоторые из них впервые показываются публично.  

Томас Гейнсборо — первый английский живописец, который создал семейную портретную галерею. Родственников он писал не ради заработка, а только по велению сердца и, как говорят, для души — своим состоянием и положением Гейнсборо был обязан прежде всего заказам аристократии, в том числе и английской королевы.  

Романтичные образы Гейнсборо разительно отличались от строгих парадных портретов времен классицизма. Герцоги и герцогини, графы и графини, актрисы, дамы полусвета и прочие леди и джентльмены были изображены им на лоне природы, в парке, мечтательные и даже слегка растрепанные. При этом портреты Гейнсборо следовали духу времени. На смену героическому классицизму пришел сентиментализм с его культом естественности — стало прилично открыто предаваться чувствам. Поэтому семейные портреты, демонстрирующие теплые родственные отношения, оказались очень даже в тренде.  

Стоит отметить, что семейство Гейнсборо было многочисленным, так что писал он много и без устали, а собрать вместе все работы с изображениями родственников вряд ли возможно. В нынешней экспозиции есть портреты его матери, сестер, братьев, племянников, жены, детей и совсем уж умильное изображение двух собачек — Тристрама и Фокса. Впервые на выставке можно увидеть ранний портрет отца художника.

Но особенно трогательны портреты его дочерей — Маргарет и Мэри, их на выставке двенадцать. Первый двойной портрет сестер был создан, когда Мэри исполнилось восемь, а Маргарет четыре.   Это один из самых знаменитых детских портретов за всю историю — малышки изображены за ловлей бабочки. На последнем портрете Мэри и Маргарет — взрослые дамы, судьба которых сложилась трагично. После неудачного замужества Маргарет сошла с ума, сестра же ухаживала за ней до конца жизни. На выставке можно увидеть и восемь автопортретов Гейнсборо, прошедшего крутой путь от провинциального художника до прославленного члена Королевской академии художеств.  

Thomas Gainsborough
«The Artist with his Wife Margaret and Eldest Daughter Mary»
  c. 1748
© The National Gallery, London

Thomas Gainsborough
«John Gainsborough, the Artist’s Father»
1751

Thomas Gainsborough
«Margaret Gainsborough, the Artist’s Daughter, as a Gleaner»
late 1750s
The Ashmolean Museum of Art and Archaeology

Thomas Gainsborough
«Mary and Margaret Gainsborough, the Artist’s Daughters, Chasing a Butterfly»
c. 1756
The National Gallery, London

Thomas Gainsborough
«Self Portrait»
c. 1758–1759  
© The National Gallery, London

Thomas Gainsborough
«Mary and Margaret Gainsborough, the Artist’s Daughters, Playing with a Cat»
c. 1760–1761
© The National Gallery, London

Thomas Gainsborough
«Mary and Margaret Gainsborough, the Artist’s Daughters»
c. 1760–1761
Victoria and Albert Museum, London
Bequeathed by John Forster

Thomas Gainsborough
«Mary and Margaret Gainsborough, the Artist’s Daughters, at their Drawing»
1763–1764
Worcester Art Museum, Massachusetts

Thomas Gainsborough
  «Gainsborough Dupont, the Artist’s Nephew»
c. 1770–1775
Tate

Thomas Gainsborough
«Gainsborough Dupont, the Artist’s Nephew»
1773
Private collection

Thomas Gainsborough
«Margaret and Mary Gainsborough»
c. 1774  
Private Collection

Thomas Gainsborough
«Margaret Gainsborough the Artists Daughter Playing a Cittern»
c. 1777
Private collection

Thomas Gainsborough
«Margaret Gainsborough, the Artist’s Wife»
c. 1777
The Samuel Courtauld Trust, The Courtauld Gallery

Thomas Gainsborough
«Tristram and Fox»
c. 1775–1785
Tate