Вeрсaльский двoрeц – этo сaмый крупный в Европе дворцово-парковый ансамбль и бывшая резиденция французский королей. Сейчас этот пригород Франции остается одним из самых популярных туристических мест. Само собой, обставлен этот памятник архитектуры с соответствующей помпезностью – и стены чуть ли не из драгоценных камней, и позолоченные своды, и хрустальные люстры тончайшей работы, и роскошные оправы зеркал. Мебель тоже соответствующая – сплошной антиквариат либо дорогущий новодел под старину.
Тем не менее, недавно в СМИ (первоисточником слухов стала крупная французская газета Liberation) просочилась информация о том, что представителями французского музейного комплекса была приобретена поддельная мебель на сумму 2,7 миллионов евро для экспозиции Версальского дворца. Отметим, что речь идет не о заведомо объявленной новой мебели, сделанной под старину, а именно о подделках, которые выдавались за антиквариат. В газете комментируется, что два следствия по данному делу ведутся во Франции уже несколько месяцев и вызвали подлинное землетрясение в мире как антикваров, так и руководства музеев.
В громком деле были замешаны две парижские антикварные галереи «Кремер» и «Аарон». Они руководили системой сбыта поддельной мебели, выдаваемой за работы крупнейших мастеров-мебельщиков 18 века. Выяснилось даже, что один из экспертов старинной мебели по имени Билл Пало из галереи «Аарон» в данный момент под следствием. Пало считается крупным мировым специалистом по антиквариату и именно он выдавал сертификаты аутентичности поддельным стульям и креслам, которые экспонировались в галерее, а позже отправлялись в Версаль.
На чистую воду вывел своего учителя лучший ученик Билла Пало – начинающий антиквар Шарль Ореман. Он отправил дирекции Версальского дворца доказательства, что в музей в период с 2008 по 2012 гг поступали подделки, и в не одном экземпляре.
Насколько принципиально, чтобы во дворце мебель была оригинальной? Дело не в том, что подделки не допускаются категорически, просто продажа подделок под видом оригинала и за цену оригинала – вот в чем моральный и материальный аспект проблемы. К сожалению, антикварный рынок как в Европе, так и в России особенно требует законодательной защиты. Нельзя отрицать тот факт, что даже при соответствующей защите со стороны закона этот рынок является местом для нелегальных сделок, подделок и прочих моментов, на которых стремятся нажиться нечистоплотные продавцы вещей «под старину». Конечно, рынок антиквариата требует бережного отношения, так как государству он необходим, ведь это история и культура народа.