В Кoрoлeвскoй aкaдeмии в Лoндoнe oткрылaсь выставка «Билл Виола / Микеланджело. Жизнь, смерть, возрождение». В экспозиции 14 рисунков Микеланджело, а также его мраморное тондо «Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем» из собрания самой Академии соседствуют с 12 видеоинсталляциями Билла Виолы, созданными с 1977 по 2013 год, среди которых пятиметровая проекция «Вознесения Тристана».
Мало кто из современных художников может выдержать сравнение с гениями Возрождения, но Билл Виола, пожалуй, один из них. Интерес к искусству того времени у Виолы появился еще в 1970-е годы. Несколько лет он работал в студии видео-арта во Флоренции, познакомившись воочию с шедеврами Ренессанса. Фрески Джотто, надгробия Микеланджело и Галилея, рельефы Донателло в церкви Санта-Кроче навсегда поразили молодого художника.
С тех пор большинство его работ так или иначе связаны с искусством Возрождения. В 2006 году в Пушкинском музее показывали его видеоинсталляцию «Приветствие», созданную по мотивам «Встречи Марии и Елизаветы» Якопо Понтормо. А в позапрошлом году в той же Флоренции устраивали грандиозную выставку-перекличку Виолы с мастерами прошлых веков, от Паоло Уччелло и Донателло до Кранаха.
Рисунки Микеланджело из Королевской коллекции, хранящиеся в Виндзорском замке, Виола увидел в 2006 году. С тех пор художник вынашивал замысел будущей выставки. Несмотря на пять веков, которые разделяют двух классиков, оба в своем искусстве размышляют о главных проблемах существования человека.