Коллекция русского искусства отправится в дар Центру Помпиду • ARTANDHOUSES

В 2017 гoду oдин из глaвныx мирoвыx музeeв сoврeмeннoгo искусствa — пaрижский Цeнтр Пoмпиду отмечает 40-летний юбилей. Но щедрый русский подарок французы получат уже сейчас, а точнее 13 сентября — именно в этот день в Помпиду состоится открытие выставки коллекции-дара произведений советских и российских художников 1950–2000-х годов. ARTANDHOUSES первым узнал детали у инициатора проекта генерального директора Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаны Орачевой.

Как и когда появился этот проект?  

Идеи возникли около года назад. Не было готового, сформированного проекта: была идея у Ольги Свибловой, была идея у Центра Помпиду, была у нас. Все идеи объединились в результате в один проект.

В чем его уникальность?

Современное русское искусство, особенно второй половины ХХ века, довольно мало представлено за рубежом. Есть единичные работы в Tate Modern и МoМА, например. У Центра Помпиду есть приличная коллекция русского авангарда. И они, конечно, хотели бы пополнить свою коллекцию русского искусства XX века   до полноценной ретроспективы.

Уникальность проекта в том, что в одном из ведущих западных музеев впервые появляется коллекция, показывающая зрителю панораму развития российского современного искусства со всеми его основными течениями. Подаренные произведения достроят логическую цепочку и включат Россию в мировой контекст искусства ХХ века. Ценно, что работы введутся в зарубежный научный оборот и станут известны тем, кто сегодня изучает историю искусств.

Разумеется, была цель продемонстрировать, что поиски российских художников шли параллельно со всем происходящим в мире. Отбор работ — живописи, графики, инсталляций, фотографий и текстов — осуществлялся российско-французским кураторским тандемом, Ольгой Свибловой и Николя Люччи-Гутниковым, научным сотрудником Центра Помпиду. При этом действовала процедура, всегда работающая во Франции при пополнении коллекции музея,   — все произведения финально одобряла закупочная комиссия институции.

Андрей Филиппов
«Тайная Вечеря»
1989

Какой период охватывает коллекция?

Это вторая половина XX века, с конца 1950-х — начала 1960-х годов до середины 2000-х. Но основной массив — это период 1960–80-х, то есть советское неофициальное искусство, нонконформисты, соц-арт, московский концептуализм.

В этом партнерстве определенную роль сыграли коллекционеры, художники и их семьи.

Да, наследники художников, которые готовы были поделиться работами своих собраний. Коллекционеров не много, но ценно, что они не только российские, но и французские. Так что это в полном смысле партнерство. Работы для проекта предоставили Екатерина и Владимир Семенихины, семейный фонд Игоря Цуканова, Ник Ильин, Игорь Маркин, Инна Баженова, Тамаз и Ивета Манашеровы и два французских коллекционера русского искусства — Пьер Броше и Пакита Эскофе Миро.

Владимир Янкилевский
«Portrait of R.S.»
1963

Сколько работ едет в Центр Помпиду?   Назовите имена   художников.  

Коллекция включает около трехсот   работ. Это произведения пятидесяти девяти художников и арт-групп, начиная с Бориса Турецкого, Владимира Яковлева, Юрия Злотникова и Франсиско Инфанте до Юрия Альберта, Дмитрия Гутова, Павла Пепперштейна, «Коллективных действий», Влада Мамышева-Монро,   группы AES+F.

Работы Ильи Кабакова будут?

Да. Он, правда, и до этого был представлен в музее. Таким образом мы усиливаем их коллекцию, также добавляя и работы Эрика Булатова к уже имеющимся.

Это будет отдельная выставка?

Не совсем. Временные выставки в Помпиду проходят на пятом этаже, а здесь все подаренные работы разместятся на четвертом этаже, интегрируются в залы постоянной экспозиции и будут демонстрироваться вместе с другими художниками из разных стран в течение полугода.

Юрий Аввакумов
«АкваВышка для Прыжков в Воду»
1992

Почему Фонд поддерживает именно Францию?

Русско-французские культурные связи очень прочны. Многие российские художники как прежде, так и сейчас работают во Франции. Этой осенью состоится открытие нового Русского культурного центра, выставка коллекций Щукина и Морозова пройдет в парижском Фонде Louis Vuitton. Наш проект — еще один способ усилить эти культурные связи. Cимволично, что к инициативе присоединились и французские коллекционеры. Мы показываем средствами искусства и культуры, что, несмотря на всю сложность нашей жизни, Россия сегодня многообразна. Это способ узнать, что такое русское искусство.

И это не первый масштабный проект Фонда по продвижению российской культуры за рубежом.

Да, у нас уже была история с организацией выставки «Когда Россия говорила по-французски» во Франции, которая потом приезжала в Эрмитаж. Фонд поддерживал выставку «Russia!» в   Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в 2014-м мы инициировали проект «Русской гостиной» в   Кеннеди-центре в Вашингтоне, где представлено нестереотипное видение России через архитектуру Сергея Скуратова и работы художника Валерия Кошлякова. Мы убеждены в   актуальности подобного рода инициатив знакомства Запада с русским искусством.

Гриша Брускин
Проект «Время Ч»
2012

Параллельно у вас готовится иллюстрированное издание «Россия. XX век». В него войдут подаренные работы?

Действительно, мы готовим такое издание по следам выходившей в 2000-х серии издательской программы «Интерроса» «Россия. XX век», где история была показана через произведения искусства.   В издание на английском и французском языках попадут не все работы, которые мы дарим, но большинства художников-участников.   Альбом будет представлен в Центре Помпиду, как и каталог подаренной коллекции, который выйдет позже.

Кроме того, мы   готовим большую публичную программу, которая, с одной стороны, идеологически связана с выставкой, а с другой — гораздо шире нее. Предполагается проведение научных конференций по современному русскому искусству, показ кинофильмов.

Юрий Альберт  
1978

Хорошо известно, что особый акцент Фонд делает на поддержку развития музеев в России. Как новый проект вписывается в эту стратегию?

Сегодня любому музею очень сложно сформировать коллекцию. Тут даже не вопрос денег. Вопрос подхода. Мы хотим, чтобы Россию знали, чтобы российское культурное наследие было сохранено и представлено как можно шире. С этой целью объединяются усилия и создается эта коллекция. Наш проект может послужить примером нового подхода к партнерству между благотворительными фондами, музеями и меценатами по формированию коллекции современного искусства, в том числе коллекции определенной страны.

 

Пресс–конференция, посвященная проекту   «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950-2000 годов» состоится 30 августа в Москве с участием Михаила Швыдкого, представителя Президента России по международному культурному сотрудничеству, Бернара Блистена, директора Государственного музея современного искусства (Musée national d’Art moderne) / Центра Жоржа Помпиду (Centre Pompidou), Оксаны Орачевой, генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина, Ольги Свибловой, директора Мультимедиа Арт Музея, Москва и Николя Люччи-Гутникова, куратора Государственного музея современного искусства (Musée national d’Art moderne).