Мoсквa пeрeживaeт бум гoсудaрствeннoгo и чaстнoгo музeйнoгo стрoитeльствa: в нaчaлe 2020-x гoдoв в гoрoдe пoявятся Эрмитaж нa ЗИЛe, культурнoe прoстрaнствo фoндa V-A-C нa ГЭС-2, Третьяковская галерея предстанет в обновленном виде и с новым зданием в Лаврушинском, а в ГМИИ им. А. С. Пушкина воплотят мечту основателя музея Ивана Цветаева о создании «музейного городка». Правда, вряд ли даже в самых смелых мечтах он мог представить грандиозность замысла, который воплощается прямо сейчас на наших глазах. ARTANDHOUSES застал заместителя директора Пушкинского музея Анну Трапкову на этом строительном объекте и узнал о том, как музей будет меняться в зависимости от времени года, о важности частных вложений, ресторане с самым лучшим видом в Москве и подземных сокровищах.
Когда ваши посетители увидят первые приметы будущего Музейного городка?
Первое новое здание откроется не раньше 2019 года. Но мы рассчитываем, что изменения будут заметны уже в конце следующего года вместе с реконструкцией Волхонки по проекту бюро «Меганом», которую мы делаем в рамках программы правительства Москвы «Моя улица». Пешеходная зона расширится, на Волхонке появятся деревья, и улица станет больше похожа на бульвар. Для того чтобы визуально объединить квартал, состоящий из зданий разных стилей и эпох, и создать для посетителей ощущение единого пространства, требуются унифицирующие его элементы дизайна и навигации. Пересекая границу Музейного городка, человек должен почувствовать, что он находится в пространстве музея. В теплое время года мы планируем активно использовать территорию для наших мероприятий — лекций, концертов, кинопоказов, мастер-классов. А еще там будут размещаться предметы искусства. В Москве практически нет площадок для постоянного экспонирования паблик-арта.
В таком случае может ли появиться в Пушкинском музее граффити? Не на самих стенах, а, может быть, как это было в нашем павильоне в Венеции, когда для проекта Ирины Наховой его стены зашили фанерой и перекрасили.
Это отличная идея для нашей стройки! У нас уже сейчас есть одно здание, зашитое фанерой. Проблема в том, что большая часть реконструируемых зданий находится в глубине квартала, так что такие интервенции будут незаметны для посетителей. Поэтому пока мы используем наши многочисленные строительные заборы для рассказа о музее, его будущем, о текущих выставках.
Не помешают ли существующие ограды восприятию квартала как единого пространства и сохранятся ли они?
На территории существует много исторических оград, и мы их максимально сохраняем. Перед бюро «Меганом», которое проектирует территорию Музейного городка, стоит сложная задача — найти компромисс между необходимостью сохранять каждый исторический камень и одновременно создавать внутри музейного квартала проницаемую среду. В частности, проектом предусмотрено восстановление контура старинной улицы, которая шла параллельно Волхонке, она начинается от Колымажного переулка между Отделом личных коллекций и Домом графики.
Сохранение исторической среды стало одним из приоритетов новой архитектурно-градостроительной концепции, с которой «Меганом» и Юрий Григорян выиграли на конкурсе в июне 2014 года. Поэтому мы стараемся последовательно этому приоритету следовать. Хотелось бы отметить, что Григорян спроектировал новое здание, занимается формированием общего наземного и подземного публичного пространства, а также надзором за всеми проектами — их делают разные архитекторы. При музее создан научно-консультативный совет по культурному наследию. В него входят лучшие реставраторы Москвы, которые согласуют проекты и отслеживают ход работ на территории квартала. И, например, при проектировании депозитарно-реставрационного и выставочного центра — единственного нового здания в Музейном городке — мы решили не разбирать старые здания, которые находятся на территории будущего строительства, но охранного статуса не имеют, а полностью сохраняем их, включаем в этот комплекс.
Расскажите, пожалуйста, что это за здание и что там будет?
Это самое важное здание на территории квартала. Здесь разместится вся наша коллекция, реставрационные мастерские, новые выставочные залы. Площадь депозитарно-реставрационного и выставочного центра — 20,5 тыс. кв. м. Строительство «с нуля» в самом центре Москвы накладывает большие ограничения по высотности застройки, поэтому основная часть здания будет под землей. Два корпуса, выставочный и технологический, соединены подземным пространством, где будет хранение, в том числе открытое хранение, позволяющее нашим посетителям получить более широкое представление о наших фондах и узнать о внутренней жизни музея.
Музей изящных искусств проектировался как учебный музей слепков, поэтому хранение в историческом здании не предусматривалось. Вместе с тем за столетнюю историю собрание музея значительно расширилось и насчитывает сейчас семьсот тысяч единиц хранения. По сути, весь проект Музейного городка связан с необходимостью достойно представить нашу коллекцию для посетителей и обеспечить условия для ее сохранения.
На каких объектах сейчас уже идет работа?
Сейчас стройка идет на четырех объектах. С середины 2014 года идет реконструкция усадьбы Вяземских-Долгоруковых, в 2019 году здесь откроется Галерея искусства старых мастеров. Летом 2015 года началась реконструкция доходного дома братьев Стуловых, который планируем открыть тоже в 2019 году как Дом текста. Сейчас мы работаем над интерьером этого дома вместе с российско-голландским бюро SVESMI. В сентябре этого года мы провели церемонию начала строительства депозитарно-реставрационного и выставочного центра по проекту Юрия Григоряна и бюро «Проект Меганом». По планам, ввод объекта в эксплуатацию состоится в 2020 году. И все это время продолжается строительство инфраструктуры для Музейного городка — основные работы должны завершиться к осени следующего года.
Месяц назад положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект реконструкции усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XXI веков, который разработали архитекторы Юрий Аввакумов и Георгий Солопов совместно с Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими. Строительные работы там начнутся в середине 2017 года и завершатся в 2021 году.
После того как будут открыты Галерея искусства старых мастеров, Дом текста и депозитарно-реставрационный и выставочный центр, закроется на реконструкцию Главное здание музея. Но это произойдет не раньше 2020–2021 годов.
А обнаружилось ли что-то интересное, когда эти здания обследовались?
Да. Когда разрабатывался проект реставрации усадьбы Вяземских-Долгоруковых, исследователям было известно, что основу здания составляет объем палат XVII века, однако этот факт не был подтвержден. В процессе строительства было обнаружено много находок: сводчатые потолки на первом этаже, многочисленные фрагменты интерьеров и даже фасадов. Сейчас мы готовимся к повторному входу в Главгосэкпертизу, чтобы утвердить изменившийся в связи с этими открытиями проект.
Будут ли они видны посетителям после завершения реконструкции?
Интерьеры первого этажа со сводчатыми потолками и кирпичными стенами с печурами будут указывать на XVII век. А фасад, обращенный к Большому Знаменскому переулку, решено максимально законсервировать, чтобы показать всю 300-летнюю историю здания. Надо сказать, что и в ближайшие месяцы, пока его не затянули в леса, с переулка можно увидеть следы наличников, карнизов, полуколонн.
Как вы будете показывать жемчужину вашей коллекции — импрессионистов и постимпрессионистов и как будет выглядеть это здание?
Она переедет в главный дом усадьбы Голицыных. Это символично, поскольку именно в этом особняке в 1865 году князь Сергей Голицын-младший открыл первый в Москве публичный музей. После революции здание было надстроено на два этажа и в таком виде в 1960-е годы стало памятником культуры. Вплоть до последнего времени здесь находился Институт философии РАН, полтора года назад он переехал в новый особняк на Гончарной улице.
Проект архитекторов Юрия Аввакумова и Георгия Солопова предполагает тщательное сохранение и реставрацию фасада усадьбы на уровне первого и второго этажей с восстановлением фронтона и балюстрады. Для того, чтобы отделить более позднюю надстройку от исторического здания на уровне третьего и четвертого этажей между ризалитами монтируется светопрозрачный экран. Интерьеры первого и второго этажей реставрируются. А разборка несущих перегородок на третьем и четвертом этажах позволяет создать там просторные экспозиционные залы. Естественный свет на верхних этажах обеспечивается благодаря светопрозрачной кровле. Всего экспозиционные залы займут 3000 кв. м, что позволит посетителям с вниманием отнестись к каждому шедевру. Мы рассчитываем, что первые несколько лет мы будем показывать коллекцию в полном объеме, а потом уже последует ротация, вещи будут уезжать на выставки, так как это самая востребованная часть коллекции.
Что будет в зданиях Музейного городка помимо постоянной экспозиции?
Там будут пространства для временных выставок, которые наиболее привлекательны для посетителей, лектории и образовательные зоны, а также удобные сервисы — кафе, зоны отдыха, магазины. Всё то, без чего нельзя представить современный музей. Этот набор функций будет в каждом здании Музейного городка, но при этом они будут отличаться по содержанию. Например, в доме Стуловых будет большой книжный магазин с букинистическим отделом. А в усадьбе Голицыных будет ресторан с шикарным видом на Кремль, храм Христа Спасителя и Москву-реку. Каждый двор в Музейном городке имеет свой характер и для него будет разработана специальная программа. А для зимнего времени года таким гигантским двором станет подземное пространство.
Чем оно будет наполнено?
Под Главным зданием будет большой гипостильный зал, освещенный верхним светом через внутренние дворы музея. Главное здание всегда было и остается основной точкой притяжения на Волхонке, поэтому именно там должно быть большое пространство для того, что принять всех посетителей, и поэтому там должны быть соединены основные здания Музейного городка. Там появится многофункциональная аудитория на триста пятьдесят человек, она очень давно нужна музею. А еще мы планируем в этом безбилетном публичном пространстве создать блоки открытого хранения, которые бы помогали посетителю в навигации под землей. Важно выходить за пределы экспозиционных залов и создавать для посетителей ощущение присутствия в музейной среде.
То есть они тематически будут связаны с экспозициями в зданиях наверху?
Да, так и есть. Открытое хранение — отдельный предмет для разговора. Сейчас ведущие мировые музеи думают над тем, чтобы сделать более прозрачной для посетителей такую внутреннюю музейную функцию, как хранение. Это особенно важно, поскольку мы строим депозитарий в центре города и не имеем права делать его полностью закрытым для посетителей. Это непростой опыт для традиционного музея, но мне кажется, открытости не надо бояться.
Сообщалось, что на создание Музейного городка выделяется чуть более 22 млрд рублей. Скорректировалась ли эта сумма по ходу работы и планируете ли вы привлекать частных инвесторов к реализации проекта?
Проект развития музейного комплекса полностью финансируется государством. За эти годы сумма корректировалась, но по сути не менялась. Но, мне кажется, важно помнить, что Музей изящных искусств почти полностью был создан за счет частных пожертвований. Один только Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, по данным нашего отдела рукописей, пожертвовал 1 млн 800 тыс. рублей при стоимости строительства музея и закупки коллекций на момент открытия свыше 3 млн рублей. Меценаты вносили деньги с правом наименования залов музея. Для меня создание Пушкинского музея — история про влияние и возможности дореволюционного московского меценатства. Это очень важный аргумент за то, чтобы работать с частными спонсорами, тем более что государственных денег не хватит для строительства музея мирового уровня. Хорошо, что уже сегодня такие спонсоры появляются и нас поддерживают.