Тoлькo чтo зaвeршившийся в Лoндoнe юбилeйный XV Фeстивaль дизaйнa был нaпoлнeн сoбытиями. Пять прoфильныx выстaвoк: Focus; oтмeтившaя свoe 40-лeтиe Decorex International; 100% Design, приглaсившaя мoлoдoгo журнaлистa Мaксa Фрeйзeрa нa пoзицию кoнтeнт-рeдaктoрa; Designjunction, второй год собирающая около King Cross отличный микс скандинавских мебельных фабрик, итальянских и британских производителей света и начинающих дизайнеров; London Design Fair, в прошлом носившая название Tent London, которая в этом году заметно подросла, заняв уже все три этажа старой лондонской пивоварни. К этому нужно прибавить инсталляции теперь уже в девяти районах британской столицы, в том числе в районе Mayfair, славящемся знаменитыми галереями искусства и коллекционного дизайна. Официальным центром фестивального многообразия уже в восьмой раз стал Музей Виктории и Альберта. Из более четырех сотен событий мы отобрали лучшие.
Инсталляции Музея Виктории и Альберта
Самыми масштабными и эффектными проектами музея в этом году стали инсталляции «Reflection Room» от знаменитого мастера световых инсталляций Флина Талбота и «Transmission», созданная не менее знаменитым дизайнером Россом Лавгроувом. Первая расположилась в Prince Consort Gallery. В разных концах галереи площадью 35 кв. м дизайнер установил стеклянные трубки, светящиеся голубым и оранжевым светом, вдоль стен расположил 56 черных отполированных до зеркального блеска панелей из ПВХ. Дополняя друг друга и в тоже время контрастируя между собой, теплый оранжевый и холодный голубой свет создавали ощущение предзакатного неба и погружали публику в почти медитативное состояние.
Флин Талбот «Reflection Room» Флин Талбот «Reflection Room» Флин Талбот «Reflection Room» Флин Талбот «Reflection Room»
Инсталляция Росса Лавгроува «Transmission» заняла Текстильную галерею музея и представляла собой скульптуру длиной 23,3 м, сшитую из алькантары, материала на ощупь едва отличимого от замши. Вдохновившись висящими по стенах девонширскими гобеленами XV века с изображением сцен охоты, дизайнер создал инсталляцию, которая бы соответствовала интерьеру галереи. Для этого он отсканировал и проанализировал цветовые сочетания полотен и использовал эти же оттенки при окрашивании ткани. Кроме того, новое полотно расшили двумя миллионами золотых и серебряных точек, поблескивающих при свете софитов. А через причудливые изгибы этой гигантской текстильной ленты можно было разглядывать фрагменты исторических гобеленов.
Росс Лавгроув «Transmission»Росс Лавгроув «Transmission»Росс Лавгроув «Transmission»Росс Лавгроув «Transmission»
Инсталляция «(Un)comfort zone» от DimoreGallery в галерее Mazzoleni
Уже второй раз лондонский филиал известной туринской арт-галереи Mazzoleni, специализирующейся на работах итальянских художников послевоенного периода, отдает свое пространство в руки декораторов и дизайнеров. В этом году авторами проекта выступила миланская DimoreGallery. Дизайнеры Бритт Моран и Эмилиано Сальчи разделили помещение галереи на пять комнат. Туалет, гостиная, столовая, будуар и спальня пребывают в страшном беспорядке. Брошенный на пол чулок, недопитый бокал, оставленная в пепельнице сигарета, работающий старенький телевизор. Кажется, хозяева вышли и вот-вот вернутся. Элегантность ар-деко соседствует с бунтарскими и сумасшедше-яркими 1970-ми. Для создания этих живописных инсталляций была использована живопись и графика из фондов галереи Mazzoleni, винтажная мебель и светильники из коллекции дизайнеров, а также объекты, сделанные по их же эскизам. Монохромные торшеры и розовые бра Габриэллы Креспи, люстра Venini (1960), розовый унитаз Джо Понти, круглый обеденный стол Игнасио Гарделлы и многое другое предлагается рассматривать как в замочную скважину, так и сквозь небольшие, напоминающие иллюминаторы круглые отверстия в стене.
Выставка «Design Frontiers»
Выставка «Design Frontiers», прошедшая в здании Somerset House, собрала тридцать известных дизайнеров. Все проекты без исключения с новаторским социальным и природоохранным подтекстом. Арик Леви в инсталляции «Mineral Gravity» представил удивительные декоративные возможности искусственного камня Compac, похожего на мрамор, но при этом имеющего большую прозрачность.
Арик Леви «Mineral Gravity»Арик Леви «Mineral Gravity»
Хайме Айон и Джаспер Моррисон демонстрировали новую линию одежды и аксессуаров для Jijibaba. Дизайнеры создали очень характерные для каждого предметы примерно в одних и тех же зеленых, серых и бежевых тонах. Свитера и футболки Хайме Айона украшали лица его фирменных пришельцев и клоунов, а Джаспер Моррисон остался приверженцем истинно английской простоты, использовав хлопок в неяркую клетку и твидовые ткани.
«Luminous Reflections» — так назывался проект Swarovski совместно с Тордом Бонтье. Дизайнер разработал для известной компании три новых декоративных кристалла без огранки, с мягкими контурами, скорее напоминающих подтаявшие кусочки льда. Тут же висели три люстры, в которых были использованы эти кристаллы. Интересно, что лампочки во всех светильниках питались не от проводов, а непосредственно от корпуса светильника.
Торд Бонтье «Luminous Reflections» для Swarovski Торд Бонтье «Luminous Reflections» для Swarovski Торд Бонтье «Luminous Reflections» для Swarovski Торд Бонтье «Luminous Reflections» для Swarovski Торд Бонтье «Luminous Reflections» для Swarovski Торд Бонтье «Luminous Reflections» для Swarovski
Себастиан Кокс совместно с Нинеллой Ивановой потряс всех инсталляцией «Mycelium+Timber» и «выращенными» из перемолотых в муку древесных грибов люстрами и табуретами. Там же на стенде он демонстрировал все этапы «выращивания» и последующего запекания отдельных элементов своих работ.
Себастиан Кокс и Нинелла Иванова «Mycelium+Timber»Себастиан Кокс и Нинелла Иванова «Mycelium+Timber»Себастиан Кокс и Нинелла Иванова «Mycelium+Timber»Себастиан Кокс и Нинелла Иванова «Mycelium+Timber»
Выставка «The Graduates» в Carpenters Workshop Gallery
В галерее современного коллекционного дизайна Carpenters Workshop проходила выставка «The Graduates», куратором которой стала известный дизайн-критик из Голландии Лидевью Эделькорт, славящаяся своей способностью предсказывать изменения векторов развития современного дизайна. Для экспозиции Эделькорт отобрала работы пятнадцати выпускников из разных дизайн-школ со всего мира, которые, по мнению критика, в ответ на затянувшийся экономический кризис и угрожающие миру гуманитарные и экологические катастрофы стремятся выработать новый язык дизайна. Они объединяют современные промышленные технологии с ремесленным производством, придумывают новые артефакты, вокруг которых зарождаются доселе неведанные ритуалы. В ход идут различные природные материалы: песок, камень, метал, глина, натуральный волос и растительные волокна. Из этих экспериментов рождаются на вид довольно брутальные, но при этом очень деликатные, тактильные и эмоциональные вещи. Таковы консоли Тома Баллуэ из коллекции «Ways of Altering», созданные из картона, полистирола, резиновых жгутов, песка и клея ПВА. И грубые угловатые табуреты и зеркала-линзы с неровными краями из патинированного листового метала от Антона Хендрика Дениса. И глиняный кувшин с ручкой, утопленной внутрь сосуда, из коллекции «Omnipotence of Thought» американского дизайнера Карло Лоренцетти.
Карло Лоренцетти «Omnipotence of Thought»Карло Лоренцетти «Omnipotence of Thought»Carpenters Workshop «The Graduates»Антон Хендрик ДенисMartin Laforet Антон Хендрик ДенисKathrine Barbro BendixenKathrine Barbro BendixenMerel Van de CasteelePriyanka SharmaKostas LambridisPriyanka SharmaТом Баллуэ «Ways of Altering»Том Баллуэ «Ways of Altering»Том Баллуэ «Ways of Altering»Том Баллуэ «Ways of Altering»Julie De MolAurelie Hoegy
Выставка группы Enlightment II (Голландия) в крипте St. Pancras Parish Church
Решив выйти из тени больших коммерческих выставок, группа голландских дизайнеров света уже второй год устраивает отдельные небольшие инсталляции в разных районах Лондона. На этот раз они обосновались в живописных подвальных помещениях церкви Святого Панкратия. Люстры, торшеры, настольные лампы и бра очень выгодно смотрелись под замшелыми низкими каменными сводами старинной крипты. Загадочно вспыхивали и гасли лампы «Radiolaria» от дизайнерского дуэта Bernotat & Co, выполненные из синтетического полотна. В выключенном состоянии они излучали зеленоватый фосфоресцирующий свет, напоминая загадочные морские бактерии. Таинственно смотрелись гигантские торшеры и лампы-грибы из разноцветного богемского стекла, созданные Арнаутом Виссером.
Bernotat & Co «Radiolaria»Bernotat & Co «Radiolaria»Bernotat & Co «Radiolaria»Bernotat & Co «Radiolaria»Bernotat & Co «Radiolaria»Арнаут Виссер
Проект «Future Heritage» на выставке Decorex International
Известная британская журналистка и куратор Корин Джулиус пятый год представляет отобранные ею работы дизайнеров, работающих на стыке искусства и дизайна и создающих лимитированные коллекции. Центральное место на стенде занимал проект «Totem» дизайнерского дуэта Karhof & Trotereau — вращающаяся скульптура высотой 3,5 м из соединенных между собой 18 белых абажуров, окруженная 4 тотемами меньшего размера. Внимание посетителей привлекли комоды и шкафчики Дэвида Гейтса и Хелен Карнак, формой похожие на фавелы с прилепившимися друг к другу домиками, «опасно» опирающиеся на тонкие металлические ножки. Деревянные части изготовлены Гейтсом, а металлические крепления, декоративные эмалированные и патинированные поверхности — прерогатива Карнак. Совмещая эти два материала, дизайнеры достигают потрясающего декоративного эффекта. Совсем по-другому смотрятся немного раздувшихся форм шкафы, стеллажи и консоли из коллекции «Cocoons», выполненные француженкой Марлен Уиссу, в качестве рабочего материала выбравшей коконы индийских шелкопрядов.
Марлен Уиссу «Cocoons»Марлен Уиссу «Cocoons»Марлен Уиссу «Cocoons»Марлен Уиссу «Cocoons»Matt DavisMatt DavisKarhof & Trotereau «Totem»Karhof & Trotereau «Totem»Lauren NaumanLauren NaumanLauren NaumanДэвид Гейтс и Хелен КарнакДэвид Гейтс и Хелен Карнак
Проект «Private View» бюро It’s Nice That в Conran Shop
Очень забавную шутку сыграло бюро It’s Nice That в сотрудничестве с дизайнерской студией Arc Two, писателем Мишелем Кроу и мастерскими Howling Hands, производящим арт-объекты, с посетителями известного лондонского Conran Shop. В витринах магазина дизайнеры установили инсталляцию «Private View», смахивающую на выставку современного искусства и последствия тяжелой вечеринки одновременно. Авторы сопроводили свой проект значками, наклейками и холщовыми сумками со смешными надписями: «Я в списке гостей», «Встречаюсь с художником», «Я здесь исключительно за бесплатным вином» и «Не мешайте мне, я устанавливаю полезные связи».
Проект «Ready Made Go III»
В третьем по счету проекте «Ready Made Go», который организует лондонский Ace Hotel, приняли участие Майкл Марриотт, Джеймс Шоу, Оскар Диас, Ян Макинтайр и студия Soft Baroque. Все они работали над созданием конкретных предметов, жизненно необходимых для деятельности отеля, причем при их создании использовали материалы из вторично переработанного сырья. В результате на свет появился легкие барные стулья Майкла Марриотта, посверкивающие серебряными обертками от йогуртов, наборы для соли и перца с черным основанием и медными ручками Оскара Диаса, цветочные кашпо, подносы и подсвечники, словно сделанные из взбитых сливок, выдавленных через кулинарный пакет, от Soft Baroque, а также керамические кувшины, кружки и журнальные столики.
Ace Hotel London, photography courtesy of Jørn TomterAce Hotel London, photography courtesy of Jørn TomterAce Hotel London, photography courtesy of Jørn TomterAce Hotel London, photography courtesy of Jørn Tomter Photographer Ansgar Sollman Soft Baroque Photographer Ansgar Sollman Plastic Baroque Display James Shaw Photographer Ansgar Sollman Box Salt & Pepper Grinders Oscar Diaz Photographer Ansgar Sollman Plastic Baroque Candlestick James Shaw Photographer Ansgar SollmanMichael Marriott Photographer Ansgar Sollman
Выставка в честь 50-летия системы хранения Componibili
Те, кто пропустили этот проект в Милане и Нью Йорке, во время Лондонского фестиваля дизайна имели возможность заглянуть в первый флагманский шоу-рум компании Kartell и увидеть целую серию работ, созданных известными современными дизайнерами в честь 50-летия знаменитой модульной системы хранения от Анны Кастелли Ферриери под названием «Componibili». В своей любви к этой иконе дизайна признались многие. Кто всерьез, а кто и с долей иронии. Ферруччо Лавиани положил модульную систему хранения на бок и, приделав к ней ножки, превратил ее в цветочную клумбу. Филипп Старк вообразил объект памятником, в качестве постамента использовав одного из своих садовых гномов. Фабио Новембре постарался придать шкафу сходство с человеческим лицом, прорезав на поверхности крышки выдвижного ящика отверстие, напоминающее улыбку. Модные марки Emilio Pucci и Missoni украсили именинницу узнаваемыми фирменными принтами.
Charlotte Rey, Duncan CampbellRoss LovegroveFran HickmanLuke Edward HallAshley HicksAngelica Hicks
Выставка «Cocktail Atmospheres» от студии Matter of Stuff в ресторане Sketch
Студия Matter of Stuff является своего рода куратором в среде дизайнеров и производителей. Отобрав присланные на конкурс работы, создатели студии помогли дизайнерам реализовать их проекты, найдя для них производителей. Так на свет появилась коллекция предметов, составившая основу выставки «Coctail Atmospheres», прошедшей в прославленном мишленовском ресторане Sketch. В нее вошли утонченные и выразительные светильники Сабины Бельфиоре Лукович «Luminarie» сделанные из составленных в различные композиции металлических колец разного диаметра, испещренных мельчайшими светящимися точками светодиодов; кожаное клубное кресло с каркасом из гнутой металлической трубки Глена Багерста; мраморный столик «Coulee», силуэтом напоминающий раскрытую книгу, дизайнера Нины Чо. На время фестиваля все эти предметы украсили входной вестибюль ресторана.
Нина Чо, столик «Coulee»Глен Багерст, кресло | Нина Чо, столик «Coulee»Сабина Бельфиоре Лукович «Luminarie»Сабина Бельфиоре Лукович «Luminarie»Сабина Бельфиоре Лукович «Luminarie»Сабина Бельфиоре Лукович «Luminarie»